Одна из главных проблем бизнеса – невозможность взыскать долги с контрагента. Должники задерживают платежи, выводят активы, меняют директоров и учредителей, используют несовершенства судебной системы для ухода от погашения задолженности. Однако сегодня, благодаря вступившим с силу изменениям в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ситуация меняется. О новых возможностях, которыми вооружил законодатель кредитора в вопросах взаимодействия с должником – в беседе с консультантом компании «Агентство сопровождения процедур банкротства» (АСПБ) Владимиром Колодкиным.
– Стоит ли опускать руки кредитору, который предприняв ряд попыток вернуть свои деньги, склоняется к выводу о бесполезности усилий и перестает контролировать ситуацию?
– Кредиторы часто прибегают к помощи юридических компаний и коллекторских агентств, но на практике ни те, ни другие не способны комплексно провести всю процедуру взыскания дебиторской задолженности, поскольку работа по взысканию долгов, как правило, завершается на этапе получения судебного акта.
Однако существует экономически более выгодный и эффективный способ взыскания задолженности – банкротство должника.
Банкротство, помимо традиционных способов взыскания задолженности, позволяет взыскивать долги через такие инструменты как: привлечение руководителей и учредителей должников к личной (субсидиарной) ответственности за долги компании, привлечение их к уголовной и гражданской ответственности за уклонение от уплаты долгов, распродажа имущества компании-должника с целью погашения задолженности перед кредиторами, возврат выведенного должником имущества.
Действительно, еще 5-10 лет назад в подавляющем большинстве случаев должники к началу процесса приходили уже как пустые «оболочки», без имущества и активов, которые, как правило, были уже выведены на подконтрольные лица незадолго до банкротства, а процесс контролировали другие кредиторы, неправомерно созданные самим должником. И у кредиторов, которые добросовестно работали с ним, опускались руки.
Сегодня ситуация меняется. Относительно недавно Закон о банкротстве претерпел изменения, благодаря которым кредитор получил существенно больше возможностей вернуть вложенные средства.
Появился такой инструмент как оспаривание сделок должника, которое позволяет признавать недействительными действия и сделки должника двух-, а в отдельных случаях даже трехлетней давности, предшествующие открытию дела о банкротстве. Специалисты компании АСПБ, привлеченные для такой работы, успешно действуют и помогают арбитражным управляющим вернуть имущество и денежные средства, которые раньше были неправомерно выведены. В такую ситуацию попадают, в том числе и крупнейшие компании, которые являются контрагентами по нашим спорам, и суд признает сделки с ними недействительными и в конкурсную массу возвращаются денежные средства.
Еще один очень важный механизм – дополнительная субсидиарная ответственность. Он позволяет привлекать к имущественной ответственности лиц, которые давали обязательные для исполнения указания должнику (руководители, совет директоров, учредители и другие лица, которые имеют право давать подобные указания ). Здесь арбитражные управляющие и конкурсные кредиторы также обращаются за помощью в компанию АСПБ, специалисты которой на условиях аутсорсинга помогают им в этой работе.
В результате возвращается и имущество и разрушаются неправомерно возникшие обязательства.
Но все это требует работы специалистов, которые способны оценить перспективы, состояние дел, возможность изменить ход процесса и переломить негативные последствия. Они, ознакомившись с материалами дела, укажут на необходимые действия арбитражного управляющего и заставят его работать, либо добьются его смены.
Таким образом, мы способны оказать ощутимую помощь как крупным кредиторам так и, так называемым миноритарным, т.е. кредиторам с не значительными требованиями, которым сложно влиять на процедуру банкротства, а также на арбитражного управляющего.
– Очевидно, что для осуществления описанной вами работы должны привлекаться специалисты соответствующей квалификации. Как и где происходит их отбор?
– АСПБ далеко не единственная компания, практикующая на рынке сопровождения процедур банкротства. Главное наше отличие от других то, что мы ведем образовательную деятельность, готовим специалистов – арбитражных управляющих . Обучение ведется по программе, утвержденной правительством РФ, на площадке дополнительного образования ЮУрГУ. Слушатели этой программы получают основное образование и свидетельство об окончании обязательных курсов. Но это не означает, что человек, прошедший такую подготовку, автоматически становится арбитражным управляющим – это только начало специальности.
Следующим важнейшим промежуточным этапом обучения является стажировка. После окончания программы подготовки арбитражных управляющих слушатели обязаны пройти стажировку в саморегулируемой организации (СРО). Поскольку мы работаем с несколькими СРО, то стажировка фактически ведется на базе компании АСПБ, где опытные арбитражные управляющие выступают в роли руководителей практики для слушателей-стажеров в течение 6 месяцев. И только после этого этапа начинается коучинг, где при поддержке опытных арбитражных управляющих и квалифицированных специалистов АСПБ молодые специалисты обретают опыт и мастерство.
Мы ведем наших выпускников в течение нескольких лет посредством коучинга, главные принципы которого «мы всегда рядом», «делай как мы». Это означает, что опытные арбитражные управляющие помогают начинающим. АСПБ проводит коучинг по нескольким процессам в течение двух-трех лет, и иногда до пяти, пока они не становятся мастерами своего дела.
– А вы тем самым не плодите конкурентов?
– Да, этот вопрос всегда возникает. Но такая конкуренция вносит здоровый смысл в нашу работу. Остановить воспроизводство новых специалистов невозможно, поэтому быть внутри и даже во главе этого процесса – это наилучший выход из этой ситуации. Не от нас зависит то, что появляются новые арбитражные управляющие, но от нас зависит , насколько они будут квалифицированными и какой эффект они принесут в работе. Всегда лучше работать с более сильными, всегда лучше находится в гуще событий, поэтому мы создаем условия для притяжения перспективных кадров. Проходит какое-то время – они становятся самостоятельными и у них уже не возникает необходимости такой тесной связи с наставниками, но на их смену приходят другие. Мы постоянно обучаемся сами и учим других. Раз в год в течение 3-4 месяцев мы объявляем набор новых арбитражных управляющих.
В завершение еще раз хочу подчеркнуть то, что современное состояние процедур банкротства требует высокого профессионализма. Сегодня нередко со стороны участников процессов возникают жалобы на арбитражного управляющего, вследствие его малоопытности и недостаточной квалификации. Поэтому такое обучение и последующее наставничество – это просто жизненная необходимость.
Челябинск, ул. Чичерина, 38Б;
тел. +7 (351) 225-23-23;
e-mail: info@aspb.ru.
На правах прекламы.