Крупные страховые компании уже в самое ближайшее время могут значительно снизить продажи полисов ОСАГО на Южном Урале. А ряд компаний уже фактически свернули это направление. На эти решительные действия страховщиков толкнула крайне высокая убыточность по автогражданке в регионе – ответственность за это, по мнению представителей страховых фирм, в значительной мере несут и автоюристы, которые выстроили доходный бизнес исключительно на страховых спорах.
В Челябинской области обостряется ситуация в сегменте автострахования: автовладельцы, столкнувшиеся с необходимостью приобрести или продлить действие полиса ОСАГО на новый срок, все чаще встречают отказ. В одних страховых компаниях агенты ссылаются на отсутствие чистых бланков полисов, в других – утверждают, что по распоряжению руководства приобрести полис ОСАГО можно только при одновременном заключении договора страхования жизни или имущества. По оценкам экспертов страхового рынка, на Южном Урале сложилась одна из самых критических ситуаций на фоне других регионов России с точки зрения убыточности ОСАГО. Об этом ChelFin.ru рассказали в пресс-службе компании «АльфаСтрахование», добавив, что неблагоприятная обстановка в значительной мере обусловлена бурной «подрывной» деятельностью юридических контор, которые из дорожно-транспортных происшествий давно сделали прибыльный бизнес.
«Сразу после ДТП автовладелец получает предложение со стороны десятка юридических контор о продаже прав требования к страховой компании. Опираясь на сложившуюся судебную практику, они просто наживаются на страховых компаниях», – объясняет представитель компании «АльфаСтрахование» и подчеркивает, что на самом деле обращение к подобным посредникам вовсе не гарантирует, что автовладелец получит большую сумму страхового возмещения, чем мог бы, обратившись напрямую в страховую компанию. Кроме того, желание нажиться на ДТП может обернуться для автовладельцев серьезной проблемой. «Крайне высокая убыточность вынуждает страховые компании закрывать продажи в отдельных городах», – предупреждают в пресс-службе.
Управляющий директор дивизиона «Урал» компании «Ренессанс страхование» Андрей Сорока парирует: полностью сворачивать продажи полисов ОСАГО в Челябинске компания не собирается, поскольку это противоречит законодательству, однако из-за сложившейся ситуации в этом году компания отказалась от традиционных планов по наращиванию портфеля. Ситуация усугубляется, по словам экспертов, из-за активной деятельности автоюристов, которые, пользуясь пробелами в законодательстве, требуют в судах со страховых компаний завышенные выплаты. «Юридические фирмы в погоне за рублем не останавливаются ни перед чем: зафиксированы случаи, когда они предлагают свои услуги еще до обращения клиента в страховую компанию, например прямо на месте ДТП или в ГИБДД при оформлении протокола», – рассказывает Андрей Сорока.
По его словам, в этот момент у автовладельцев еще даже нет представления о реальной сумме ущерба, однако, принимая на веру голословные обещания автоюристов о том, что через суд удастся добиться более высокой выплаты, они соглашаются на уловки «добродетелей». По мнению эксперта, именно расцвет юридических фирм, которые специализируются исключительно на страховых спорах, и привел к кризису, который сейчас наблюдается на региональном рынке ОСАГО. «Кроме того, на убыточность влияет частота ДТП, которые происходят в регионе: Челябинская область находится на первом месте по этому показателю, поэтому региональный коэффициент по ОСАГО в Челябинске двукратный», – резюмирует собеседник сайта.
Автоюрист Лев Воропаев обвинения в адрес своих коллег считает домыслом, не отрицая при этом, что услуги по оспариванию суммы начисленного страхового возмещения в суде сегодня действительно востребованы. «Автоюристы выигрывают суды из-за жадности страховых компаний, оценщики которых занижают размер страхового возмещения в три-четыре, а порой – и в десять раз от реальной стоимости ремонта автомобиля, – говорит он. – Некоторые страховщики порой вообще не проводят оценку ущерба, так как уже есть заранее утверждены определенные заниженные суммы, которые необходимо выплатить клиенту. Если бы страховые компании выплачивали достойные суммы, то и проблемы бы не было», – возражает он. Кроме того, эксперта возмущает и цена полиса ОСАГО для челябинцев, которая уже сравнялась с московскими расценками.
Несмотря на споры участников рынка, автомобилисты, заручившись поддержкой юристов, продолжают заваливать южноуральские суды исками в адрес страховых компаний. Как рассказывает консультант Центрального районного суда Челябинска Татьяна Капкова, в прошлом году только в Центральный районный суд поступило 4311 дел о взыскании страхового возмещения, и практически все – 4120 – были удовлетворены в пользу истца. «Для примера, в позапрошлом году аналогичных дел был рассмотрено чуть больше – 4645», – приводит цифры представитель суда. В свою очередь, Андрей Сорока полагает, что у судей уже сложился определенный стереотип в рассмотрении споров между страховой компанией и клиентом: Фемида априори встает на сторону пострадавшего автовладельца, как более слабой с юридической точки зрения стороны. Поэтому проблема с оформлением полисов ОСАГО в регионе будет актуальной еще долгое время.