Стоимость импортных средств контрацепции в скором времени может возрасти. В Минэкономразвития в следующем году намерены увеличить пошлины на продукцию из-за рубежа, при этом для отечественных производителей резиновых изделий могут предусмотреть налоговые льготы. Между тем уже сегодня средняя стоимость пачки импортных презервативов составляет порядка 150 рублей при себестоимости в 10 рублей даже с учетом расходов на рекламу, отмечают эксперты.
В Министерстве экономического развития страны пояснили, что сейчас пошлина с импортных презервативов не взимается, однако со следующего года она составит 5%, при этом не исключено увеличение до 6,7% (это предусмотрено соглашением с ВТО). Между тем Минздрав настаивает на применении налоговых льгот для отечественных производителей средств контрацепции, что призвано повысить их доступность для всех категорий граждан. Свое предложение профильное министерство аргументирует постоянным ростом бюджетных расходов на лечение ВИЧ-инфицированных и борьбу со СПИДом.
По данным DSM Group, средняя цена пачки презервативов в российских аптеках в прошлом году составила 146 рублей (учитывались пачки по 3 и 12 штук).
Главный специалист российского Минздрава по СПИДу Алексей Мазус назвал существующую ценовую ситуацию на рынке средств контрацепции сговором, пишут «Известия». По его мнению, необходимо повышать и неценовую доступность, например, установку автоматов для продажи презервативов необходимо вменить в обязанность владельцам всех ночных клубов.
Предложение по повышению пошлин на импортные презервативы жители города встретили отрицательно. Челябинка Анастасия возмущается: стоимость контрацептивов и без того бьет по карману. «Мало того, что презервативы продаются по завышенной цене, так и прочие товары постоянно дорожают. Так, недавно зашла в аптеку и обнаружила, что тест на беременность стоит уже свыше 100 рублей», – негодует девушка.
«Экономить на таком деле рискованно», – смеется фармацевт одной из аптек города Юлия Мирошникова. По ее словам, решить эту проблему могли бы презервативы отечественных производителей, однако они окончательно вытеснены с прилавков аптек дорогостоящей импортной продукцией. «Отечественные презервативы стоят около 50 рублей за пачку, но найти их в городе невозможно. Аптекам выгоднее продавать импортные контрацептивы, стоимость которых доходит до 300 рублей», – объясняет она и добавляет, что чаще всего презервативы приобретают мужчины, в то время как девушки отдают предпочтение оральным контрацептивам – стоимость упаковки таблеток, рассчитанной на месяц, составляет около 800 рублей.
Директор по развитию Армавирского завода резиновых изделий Алексей Иванов рассказал в интервью газете «Известия», что на самом деле себестоимость пачки с тремя презервативами как импортного, так и отечественного производства, не превышает 10 рублей даже с учетом расходов на рекламу. По словам эксперта, некоторые российские аптеки презервативы, изготовленные его предприятием, продают по цене от 12 рублей за пачку, однако найти отечественную продукцию крайне сложно. «Дело в системе дистрибуции всей продукции медназначения и засилье импорта – аптечные сети заключают с оптовиками пакетные эксклюзивные соглашения, и попасть на прилавки ритейлеров также трудно, как российским шоколадным батончикам тягаться со «Сникерсом», – вздыхает Алексей Иванов и вспоминает, что в советские времена на предприятии выпускалось по два вагона резиновой продукции каждый месяц, сейчас же – лишь две машины в неделю.
Главный врач областного центра по профилактике и борьбе по СПИДом и инфекционными заболеваниями Маргарита Радзоховская отмечает: сегодня надежные средства контрацепции не по карману бедным студентам и малообеспеченным гражданам. Однако им, парирует она, грешно оправдываться невозможностью приобрести контрацептивы из-за финансовых соображений. «Даже учащийся должен четко понимать риск заболевания и на чашу весов ставить стоимость презерватива. В таком случае вопрос цены отпадает», – добавляет Маргарита Радзоховская и подчеркивает, что причиной роста заболеваний, передающихся половым путем, и СПИДа является отнюдь не завышенные цены на презервативы, а отсутствие должной информированности общественности о возможных рисках и мотивации к занятию защищенным сексом. В качестве аргумента собеседник приводит тот факт, что в последнее время даже обеспеченные граждане стали чаще заражаться болезнями, передающиеся половым путем. По мнению экспертов, даже бесплатное снабжение малообеспеченных индивидуальными средствами контрацепции вряд ли способно переломить сложившуюся ситуацию и заставить россиян заботиться о собственной безопасности.