Челябинцы уже в ближайшее время смогут летать гораздо чаще, поскольку стоимость авиабилетов значительно снизится. В четверг правительство страны обсудит законопроект Минтранса о введении так называемых невозвратных тарифов. Комиссия по законопроектной деятельности уже дала предложению зеленый свет. По прогнозам экспертов, в случае окончательного принятия законопроекта стоимость внутренних авиаперелетов сравняется с тарифами на железнодорожные перевозки.
Разработчики законопроекта предлагают разрешить российским авиакомпаниям устанавливать два вида тарифов: билет, учитывающий риск отказа пассажира от полета, и билет, который уже нельзя будет сдать, вернув часть уплаченных средств. В последнем случае стоимость перевозки будет значительно ниже.
Сегодня риски отказа пассажира от билета российские авиаперевозчики заведомо включают в стоимость перевозки, поэтому сейчас россияне вынуждены покупать авиабилеты по завышенной цене, без возможности выбора более дешевых билетов. Старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова отмечает, что в цену авиабилетов перевозчик закладывает все вероятные расходы, в том числе и теоретические. Получается, что по многим статьям будущий пассажир воздушного судна платит «на всякий случай».
«Выходит, что порядка 15% стоимости авиабилета сегодня – это плата за воздух, – возмущается эксперт. – Развитые страны давно отказались от подобных накруток, уважая интересы пассажира и позволяя ему самостоятельно решать, что должно входить в цену перевозки, помимо ее базовой стоимости. Покупая сейчас билет на самолет в России даже по завышенной цене, пассажир не может быть уверен в стопроцентном качестве оказываемой услуги».
Напомним, что согласно статье 108 Воздушного кодекса, сегодня пассажиры вправе отказаться от полета не позднее, чем за 24 часа до вылета, и вернуть полную стоимость билета. При отказе от поездки позднее указанного срока гражданин может рассчитывать только на 25% от стоимости и билета.
В кабинете министров, где сегодня рассматривают соответствующий законопроект, отмечают, что иностранные авиакомпании, выполняющие рейсы на территории России, уже практикуют систему невозвратных тарифов. «Это позволяет им предлагать пассажирам более низкую стоимость билетов и создает условия для оттока пассажиров с рейсов российских авиакомпаний», – говорится в официальном сообщении кабмина. Расширяя возможности выбора условий и цен на перевозку и создавая условия для снижения стоимости перевозки, законопроект играет на руку примерно 92% пассажиров. «При этом не ухудшается положение пассажиров, отказывающихся от перевозки», – говорится в сообщении пресс-службы.
По словам управляющего активами финансовой компании Aforex Сергея Ковжарова, введение невозвратных тарифов выглядит вполне логичным продолжением истории с отвоевыванием лоукостерами доли российского рынка авиаперевозок. В Европе, объясняет он, на лоукостеры приходится до 40% от общего числа всех проданных авиабилетов, и доля эта только растет. Эти компании сейчас активно ищут выход на российский рынок, что только подтверждается стремлением того же «Аэрофлота» поскорее закрепиться в нише, пока она относительно свободна. Ценообразование российских авиакомпаний эксперт называет крайне непрозрачным. Сергей Ковжаров уверен, что стоимость топлива составляет немногим более 30% от цены билета, столько же приходится и на оплату услуг аэропортов и диспетчеров. «Если обратить внимание на рост цен в сезон отпусков, в новогодние и майские праздники, то цены на билеты прибавляют до 50% в цене. Дорожает в эти периоды топливо? Не сильнее, чем обычно. Дорожают ли услуги аэропортов? Нет. Выходит, что стоимость билета зависит исключительно от щедрости или ее отсутствия у авиакомпаний. Приход лоукостеров на рынок должно ограничить аппетиты авиаперевозчиков, поскольку конкурировать придется не на шутку», – резюмирует собеседник сайта.
Несмотря на то, что законопроект о невозвратных билетах еще рассматривается, некоторые авиакомпании в борьбе за кошелек клиентов уже применяют различные маркетинговые акции и продают билеты по цене значительно ниже рыночной, при этом в случае отказа от полета денежные средства пассажиру не возвращаются. В пресс-службе челябинского аэропорта заверили, что вылеты в Москву среди челябинцев – не только самое популярное направление, но и одно из самых бюджетных. Сегодня в столицу ежедневно отправляется 11 авиарейсов в утреннее, дневное и вечернее время. Увеличение количества авиаперевозчиков и частотности регулярных рейсов на Москву в пресс-службе аэропорта Баландино связывают с ценовой политикой авиакомпаний. Так, в этом месяце минимальный тариф по направлению Челябинск–Москва (аэропорт Внуково) составляет всего лишь 2490 рублей, что сопоставимо со стоимостью железнодорожного переезда в аналогичном направлении. «Сравнительный анализ железнодорожных тарифов на том же московском направлении показывает, что стоимость проезда в Москву на поезде из Челябинска составит 2202 рублей по классу «плацкарт» и 4339 рублей – по классу «купе», – пояснили в пресс-службе челябинского аэропорта. – Таким образом, несмотря на серьезную разницу во времени, которое придется провести в пути (около двух часов на самолете и от 34 до 41 часа на поезде), тарифы железнодорожного и авиационного транспорта отличаются незначительно».
В пресс-службе авиакомпании «Уральские авиалинии» сообщили, что сейчас невозвратных билетов нет, но как только предлагаемые изменения вступят в силу, появление «невозвратных» тарифов в компании вполне возможно. «Однако их введение целесообразно далеко не на всех направлениях. Так, по состоянию на сегодняшний день на направлении Челябинск–Москва стоимость билетов в экономклассе составляет от 2884 рублей. Эта цена и так достаточна низкая для авиаперелетов, поэтому, скорее всего, каких-то серьезных изменений на данном направлении не последует», – добавляет официальный представитель перевозчика.
Отметим, в Союзе потребителей России выступили против такого законопроекта, аргументировав тем, что в Воздушном кодексе должна быть предусмотрена «страховка» для пассажира даже по невозвратным билетам. Такие риски председатель Союза потребителей России Петр Щелищ предлагает возлагать на бизнес, а не на потребителей услуг.