Новые региональные власти запустили процесс продажи доли области в Челябинском тракторном заводе. Переговоры об этом велись более трех лет с того момента, когда основным владельцем ЧТЗ стала государственная корпорация «Уралвагонзавод». Общая сумма, которую область планирует выручить за свои доли в обществах, в которых консолидированы производственные площадки и оборудование завода, составит более полумиллиарда рублей (563 млн). О том, каким образом произойдет смена собственников ЧТЗ, читайте в материале Chel.ru.
Представители корпорации НПК «Уралвагонзавод» в конце 2013 года говорили о долгосрочной антикризисной программе, которую планируется реализовать на Челябинском тракторном заводе. Программа предусматривает модернизацию станочного парка, оптимизацию площадей. К 2016 году предполагается освободить около 200 тыс. кв. метров в цехах и корпусах, вывести из эксплуатации более 2,7 тыс. единиц устаревшего оборудования.
Минпром Челябинской области объявил об отчуждении долей области в уставном капитале ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» и ООО «Технопарк Тракторозаводский». Соответствующее объявление появилось на сайте областного фонда имущества http://www.chelfond.ru/. Долю Челябинской области в ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» (уставный капитал 4 млрд 307 млн рублей) в размере 15,7% планируется продать за 41 миллион 180 тысяч рублей путем реализации преимущественного права выкупа. Аналогичным образом будет продана и доля в ООО «Технопарк Тракторозаводский» (УК 1 млрд 637 млн рублей) размером 19,045%. Ее стоимость оценили в 522 миллиона 820 тысяч рублей. Как сообщается в опубликованной документации, преимущественным правом приобретения данного имущества наделены участники общества, а также само общество. На принятие решения о выкупе долей участникам отводится месяц – рассмотрение заявлений назначено на 24 марта.
Министр промышленности Алексей Бобраков пояснил Chel.ru, что данная форма продажи была выбрана в соответствии с законом. «У собственников ЧТЗ по закону есть преимущественное право выкупа. Поэтому мы в начале предлагаем всем участникам, у которых есть доли, выкупить их, а если они откажутся, то будем продавать это имущество с аукциона», – сказал Алексей Бобраков. Он также отметил, что ведется работа по переводу в муниципальную собственность социальных объектов ЧТЗ.
Напомним, что переговоры о принадлежащей области доли Челябинского тракторного завода ведутся более трех лет, начиная с августа 2011 года, когда предприятие вошло в состав холдинга «Уралвагонзавод» О наличии договоренности с областными властями сразу после своего назначения заявил генеральный директор ЧТЗ Семен Млодик (генеральный директор ЧТЗ: июль 2011 г. – декабрь 2012 г). «Исторически тут довольно сложная структура, которая сложилась после банкротства. Мы будем это все гармонизировать, что-то объединять, от каких-то юрлиц отказываться. Это займет год-полтора. Сейчас в ООО «ЧТЗ-Уралтрак» и ООО «Технопарк Тракторозаводский» два участника – это «Уралвагонзавод» и администрация области. У нас есть предварительная договоренность, что мы выкупим их долю до конца этого года. После этого, по всей видимости, будем заниматься созданием открытого акционерного общества на базе имеющихся активов», – говорил Семен Млодик. Через какие именно структуры Уралвагонзавод контролирует ЧТЗ, в корпорации не уточняли.
Говоря о сложной структуре собственности, Семен Млодик имел в виду, что производственные площади завода сосредоточены в ООО «Технопарк «Тракторозаводский», основной деятельностью которого является сдача их в аренду, а производством и продажей техники занимается ООО «ЧТЗ-Уралтрак».
В 2012 году была разработана схема приватизации долей области в ООО «ЧТЗ-Уралтрак» и ООО «Технопарк «Тракторозаводский» путем обмена на социальные объекты: театр ЧТЗ, ДК, поликлиника и пожарное депо. Предполагалось, что область внесет свое имущество в ОАО «Агентство регионального развития» (АРР). Для этого АРР объявил допэмиссию для увеличения уставного капитала в размере 700 миллионов рублей. Однако сделка так и не состоялась. Агентство регионального развития в итоге было ликвидировано. О том, что власти решили реализовать имущество путем преимущественного права выкупа, стало известно в августе 2013 года. Тогда в минпроме сообщили, что выкупить доли будет предложено участниками этих обществ, аффилированных с ОАО НПК «Уралвагонзавод». В пресс-центре «Уралвагонзавода» сегодня не смогли оперативно ответить на вопросы о сделке. Согласно отчету УВЗ за 4-й квартал 2013 года напрямую холдингу принадлежит 17% в уставном капитале ООО «ЧТЗ-Уралтрак».
По словам управляющего консалтинговой компании «Лигал Эксперт» Ольги Поповой, отказавшись от продажи долей на торгах, минпром не нарушил законодательство. «В соответствии с Законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества преимущественным правом приобретения доли обладают другие участники общества и само общество, если участники не захотят воспользоваться своим правом. Это означает, что до момента выставления доли на открытые торги уполномоченный представитель собственника государственного имущества обязан предложить другим участникам и самому обществу реализовать свое преимущественное право покупки. Именно это и указано в тексте извещения», – объяснила юрист.
Уралвагонзавод, став единственным собственником ЧТЗ, может направить инвестиции на модернизацию предприятия, считает директор компании «ПрофКапиталСервис» Сергей Колобов. «Стоит напомнить, что в 2009 году стопроцентным владельцем акций УВЗ стало Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Этот факт облегчает компании доступ к инвестиционным ресурсам федеральных институтов развития. Завод является основным производителем бронетанковой техники для российской армии и на экспорт. А поскольку Уралтрак встроен в его технологическую цепочку, то Уралвагонзавод, скорее всего, будет заинтересован в модернизации производства и привлечении инвестиций в ЧТЗ», – указал эксперт.
ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского» возглавляет интегрированную структуру, объединяющую 16 промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро в пяти федеральных округах России. Головное предприятие – завод «Уралвагонзавод», расположенный в Нижнем Тагиле Свердловской области.
По данным американского издания Defence News, «Уралвагонзавод» входит в 100 крупнейших военно-промышленных комплексов мира. С апреля 2009 года генеральным директором корпорации является Олег Сиенко. Стопроцентным владельцем акций компании является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.