Мобильные приложения в тренде, и это факт. Многие уже не представляют свою жизнь без Интернета, телефона и удобств от использования мобильных приложений – настолько это стало удобно и обыденно. Но нужно ли компании мобильное приложение, если уже есть сайт? Что дает бизнесу запуск мобильного приложения, и есть ли у него альтернативы? Что по этому поводу думают представители веб-компаний – в материале сайта Chel.ru.
Грамотное использование мобильных приложений позволяет компаниям увеличить продажи, «привязать» клиента и повысить узнаваемость сайта, считают руководители компаний веб-разработчиков. Однако нужны они далеко не всем.
«Рост продаж планшетов, мобильных устройств – это мировой тренд, – комментирует руководитель отдела веб-разработок ВЦ «СофтСервис» Елена Соколова. – Взгляните на борьбу между Apple и Google, на споры о том, какое устройство лучше! Ключевое слово в этом тренде – мобильность! Получить информацию, оценить ее, поделиться со своими друзьями – все это мобильность. Это открывает широчайшие возможности для маркетинга, для продаж, для взаимодействия с клиентами. И в связи с доступностью Интернета в каждом телефоне и гаджете мобильные приложения сейчас набирают популярность».
Мобильные приложения могут быть интересны как для внутреннего, так и для внешнего пользования, указывают респонденты. «Внутренний сервис компании, которым сотрудники пользуются ежедневно, это, например, классический корпоративный портал или сайт, все сообщения с которого могу приходить уже не на почту, а в виде push-уведомлений или push-уведомления о том, что сотруднику необходимо выполнить ту или иную задачу, – продолжает Елена Соколова. – А внешние сервисы – те, которыми регулярно пользуется неопределенный круг людей». Например, компании такси уже не могут обходиться без мобильных приложений, даже при наличии хорошего сайта, считает эксперт. «Мобильным приложением можно привязать клиента надолго, если не сказать навсегда, – поясняет госпожа Соколова. – Клиент привыкает, ему удобно быстро и без звонка вызывать такси. А от удобства сложно отказаться».
Однако ниша мобильных приложений довольно узкая, и, прежде чем на нее выходить, важно понять, какую пользу принесет компании это приложение.
«Мобильные версии идеальны для тех сайтов, у которых есть масса пользователей и где происходят постоянные изменения (события, скидки, акции и тому подобное), о которых этой массе пользователей хотелось бы знать «прямо сейчас», – считает директор «Флексайтс» Николай Жуков. Респондент привел в пример мобильное приложение сайта Олимпиады: в любой момент (в маршрутке, в гостях, за обедом) можно было узнать счёт, количество медалей и прочую информацию. Без лишних кликов и беганья к компьютеру. Удобно. «А вкладываться в разработку мобильного приложения компании по производству школьной мебели или небольшому интернет-магазину с объемом продаж в 10-20 покупок в день – вряд ли оправдано», – считает он.
Когда владельцы интернет-магазинов начинают задумываться о необходимости мобильного приложения, им важно провести анализ сферы продаж: разработка мобильного приложения – достаточно дорогостоящее удовольствие, считает госпожа Соколова. «Необходимо понимать, что именно компания получит взамен, – уверена она. – Мобильное приложение должно приносить пользу и пользователю, и самой компании».
По мнению генерального директора ООО «Тиан Групп» Антона Пойлова, мобильные приложения нужны исключительно для того, чтобы улучшить и ускорить любой сервис компании. «Но все зависит от сегмента рынка, – уточняет он. – При наличии сайта с адаптивной версткой под мобильные устройства приложение не нужно, если оно дублирует функционал сайта. Если же приложение выступает дополнительным сервисом, реализовать который через сайт не представляется возможным, то его стоит заказать».
Схожего мнения придерживается и генеральный директор ГК Xpage Ильдар Чуракаев. «Мобильные приложения как копия контента с корпоративного сайта бессмысленны, – уверяет он. – Пользователю нужны функции, которые не может дать сайт – геопозиция, работа с камерой, push-уведомления. Приложения обязательны в случае, если посетитель пользуется сайтом регулярно – газеты, банки, госуслуги, управляющие компании и так далее. Если же посещения сайта клиентом разовое, смысла разрабатывать приложение нет».
Между тем рынок web-услуг уже позаботился об альтернативе мобильным приложениям.
«На сегодняшний день технологии достаточно продвинулись (имею ввиду HTML5 и CSS3 в связке с JavaScript) для того, чтобы создавать самые сложные web-сайты без использования Flash-анимации, – рассказал генеральный директор ООО «Фьюз Эйт Онлайн» Антон Пермяков. – Их мы и называем термином «веб-приложения». Сегодня мы создаем веб-приложения с богатым интерфейсом, которые не отличаются от того, что можно создать в мобильном приложении или даже в приложении для десктопа. Такие web-приложения поддерживаются большинством современных браузеров, а, следовательно, будут прекрасно работать и на iPhone и на Android и на Windows Phone».
Плюсы такого подхода в том, что разрабатывается единая версия web-приложения, которая работает на разных платформах, поясняет эксперт. «То есть искать бюджет на разработку разных приложений для iPhone, Andriod и Windows Phone не нужно! – уточняет он. – Поддержка и обновление web-приложения значительно дешевле и проще. Достаточно одного обновления, чтобы сайт обновился сразу у всех пользователей. Еще несложно создать администраторский раздел для веб-приложения, в котором клиент сможет управлять содержимым, что бы это ни было – сложная CRM система, каталог товаров или просто новости компании».
К минусам веб-приложений респонденты отнесли то, что для их работы требуется наличие связи с Интернетом. «Но в современных условиях развития средств связи это не проблема, – уверен господин Пермяков. – К тому же в современных браузерах есть механизмы локального хранения больших объёмов данных, которые позволяют избежать длительного ожидания в моменты загрузок при слабом интернет-соединении».
Что выбрать – мобильное приложение или альтернативные разработки – решать компании. И здесь важны грамотный расчет и своевременные действия. «Сейчас главное – не упустить время и все просчитать: мобильное приложение может стать весомым конкурентным преимуществом на рынке», – заключает Елена Соколова.