31 марта на шестом по счету аукционе было продано ОАО «Птицефабрика Челябинская». По данным «Российского аукционного дома», пакет акций в 94,13 процента ушел «дочке» «Корпорации развития» – ООО «Овомир» – почти за 1,438 млрд рублей. Новый собственник намерен инвестировать в предприятие до одного миллиарда рублей в течение трех лет. Почему инвестор заинтересовался активом лишь спустя полгода после падения цены и что думают эксперты по поводу покупки «Чепфы» – в статье на Chel.ru.
ОАО «Птицефабрика Челябинская», известное покупателям под брендом «Чепфа», искало нового владельца 2,5 года. Впервые собственник объекта – правительство Ханты-Мансийского автономного округа – выставило птицефабрику «Челябинскую» на торги в сентябре 2011 года в составе единого лота с птицефабриками «Боровская» и «Нижневартовская», а также перерабатывающим комплексом кормов «Бикор» и «Торговым домом «Боровский» за 5,84 миллиарда рублей.
Однако аукцион потенциальных покупателей не заинтересовал. Вероятнее всего, это произошло из-за высокой долговой нагрузки предприятий. По данным представленного тогда бухгалтерского баланса, долгосрочные обязательства «Чепфы» превышали 153,5 миллиона рублей, краткосрочные – 270,7 миллиона рублей. Капиталы и резервы предприятия насчитывали более 1,7 миллиарда рублей.
После того, как на следующий аукцион вновь не было подано ни одной заявки, администрация ХМАО выставила на торги птицефабрики «Нижневартовская» и «Челябинская» отдельными лотами. «Птицефабрика «Челябинская» была оценена в 1,45 миллиарда рублей. После еще одного не состоявшегося аукциона «Чепфа» упала в цене – до 1,25 млрд рублей.
Эта цена заинтересовала тюменское ООО «Овомир» (специализируется на переработке мяса птицы, входит в ОАО «Корпорация развития», Екатеринбург). В начале марта 2014 года компания «Овомир» получила разрешение Федеральной антимонопольной службы на покупку на открытом аукционе птицефабрики «Челябинская». А вчера, 31 марта, компания озвучила более выгодное предложение, чем другие участники – Башкирская зерновая торговая компания и банк «Держава». В итоге птицефабрика «Челябинская» ушла с молотка за 1,4375 миллиарда рублей.
«Корпорация развития» намерена продолжить программу модернизации и развития птицефабрики, которую ранее начал и финансировал ХМАО.
«На первом этапе, без учета эффекта от дополнительных инвестиций, предполагается (в первую очередь, за счет оптимизации текущей деятельности) увеличить прибыль предприятия в 1,5-2 раза по сравнению со средними показателями за последние годы, – сообщает пресс-служба ОАО «Корпорация развития». – Кроме средств, которые будут потрачены на покупку птицефабрики, планируется инвестировать в ее развитие дополнительно до одного миллиарда рублей в течение трех лет. Средства будут направлены прежде всего в модернизацию производственных мощностей, а также в развитие коммерческой службы. При этом бюджетные средства использовать не планируется».
В стратегическом плане (в существенном объеме на длительный срок) для проектов, касающихся АПК, не планируется использовать собственные средства корпорации. «Корпорация развития» ставит перед собой задачу привлечения в Уральский регион кредитных средств, а также средств профильных сторонних инвесторов, уточнили в пресс-службе компании.
«На сегодняшний день актив находится в зоне рентабельности, – комментирует новый собственник «Чепфы». – Опираясь на результаты работы птицефабрики в 2013 году, можно с уверенностью утверждать, что птицефабрика имеет высокий производственный потенциал и является финансово устойчивой. По итогам работы в прошлом году норма чистой прибыли птицефабрики составила девять процентов, EBITDA 20 процентов – при полном отсутствии просроченной дебиторской задолженности. Это очень хорошие показатели для отрасли».
Производство куриного яйца, как минимум на среднесрочную перспективу, останется основным видом деятельности предприятия, заверили в «Корпорации развития». Однако это не исключает того, что должна быть продолжена диверсификация товарного ассортимента. «Мы рассматриваем возможные варианты развития птицефабрики и считаем, что имеющийся потенциал предприятия может позволить развивать производство и в других областях, таких как: растениеводство, животноводство, приготовление кормов и в других формах птицеводства, в частности производства куриного мяса и мяса индейки, – рассказали в компании. – Кроме того, развитие коммерческой службы позволит расширить географию продаж за пределы Уральского федерального округа».
По мнению экспертов Chel.ru, одна из главных причин того, что птицефабрика «Челябинская» не могла найти покупателя 2,5 года, кроется в невыгодной рыночной конъюнктуре.
«Продажа птицефабрики «Челябинская» затянулась на несколько лет в основном из-за того, что цены реализации яиц в России оставались на низком уровне, – считает младший аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко. – Покупка актива в тех условиях означала риски потери рентабельности производства вкупе с растущими ценами на сырье и энергию, входящими в себестоимость производства. При этом сейчас этот риск существенно снизился, так как ряд игроков ушел с рынка, и цены на яйца в период с 1 января 2013-го по 1 января 2014 года выросли на 32,1 процента, до 41,95 рубля за десяток».
Исходя из отчетности «Чепфы», в 2012 году средняя цена реализации яйца составляла 24,69 рубля за десяток, указывает аналитик «Инвесткафе». То есть цены на яйцо за два года выросли на 69,9 процента, соответственно, существенно возросла и рентабельность производства. При этом на основе данных той же отчетности за 2012 год наблюдается позитивная динамика снижения издержек. В частности, затраты на топливно-энергетические ресурсы за год снизились на 13,7 процента при росте выручки на 7,2 процента.
«Эти факторы позволили компании значительно увеличить рентабельность по чистой прибыли: с 3,44 процента в 2011 году до 6,64 процента в 2012 году, – продолжает господин Гринченко. – К сожалению, отчетность за 2013 год компания еще не опубликовала, но я предполагаю, что благодаря росту цен на продукцию динамика рентабельности и выручки «Чепфы» была лучше, чем в 2012 году. Это делает данный актив вполне выгодным для инвестирования. Отдельно стоит отметить, что стоимость приобретения бизнеса компании птицефабрики «Челябинская» совпадает со средней оценкой бизнеса сельхозпроизводителей и составляет около одной выручки».
ОАО «Птицефабрика «Челябинская» объединяет четыре подразделения – птицефабрику «Челябинская», Еманжелинский племрепродуктор, Петропавловский зерновой комплекс и Еманжелинский хлебоприемный пункт. По данным Росптицесоюза, занимает девятое место в стране по производству куриного яйца и контролирует 50% рынка области. В 2012 году компания произвела 610 млн яиц. У компании 66,4 тысячи га земли (27,3 тыс. га в собственности), 395 зданий, более 12,5 тыс. машин и оборудования. Выручка по РСБУ в 2013 году – 1,975 млрд рублей, чистая прибыль – 179 млн руб.
По мнению участников птицеводческого рынка Южного Урала, птицефабрика была продана по рыночной цене.
«Думаю, что 1,4 млрд рублей – сумма адекватная, – комментирует генеральный директор компании «Равис» Андрей Косилов. – Если рассчитывать по разным методикам оценки рыночной стоимости – с точки зрения прибыли, окупаемости и так далее – это однозначно долгосрочное вложение. На яичном бизнесе заработать 1,5 миллиарда рублей, чтобы хотя бы вернуть первоначальные вложения, чрезвычайно сложно. И это даже несмотря на все последние события вокруг повышения цен на продукцию. Но актив этот очень качественный».
На птицефабрике «Челябинская» за более чем два десятка лет сделано все, чтобы актив стал самодостаточным и эффективным как в части производства яйца, так и технического перевооружения, указал господин Косилов. «Огромные экономические выгоды компания имеет от того, что качественно работает на земле – практически на 100 процентов обеспечивает себя запасами зерна, чего не скажешь о других птицеводах области, – продолжает он. – Поэтому перспективы у «Чепфы», как мне кажется, две. Актив может подняться в цене за счет консолидации в отрасли птицеводства или же путем развития своего производства с акцентом на усиление глубины переработки продукции. Кстати, глубокая переработка, то есть выработка из яйца уже готовых для кондитерской отрасли пищевых продуктов – меланжа и так далее – это одно из ключевых направлений ведущих птицефабрик. Таким образом они работают на импортозамещение».
Респонденты также указали, что сделка стала итогом тщательной работы собственника по поиску инвестора.
«На сей раз владелец не просто объявил торги по принципу «налетай: подешевело!». После того как несколько аукционов не состоялось, руководство ХМАО работало над поиском качественного местного инвестора. Ведь лучше иметь понятную, внятную компанию, чем кипрский или еще какой-то офшор, особенно исходя из последний событий, – комментирует Андрей Косилов. – И что касается нового собственника «Чепфы», то думаю, это серьезная компания».
Участники птицеводческого рынка считают, что в их сегменте наступило время увеличения мощностей по самым выгодным ценам.
«Кризис в птицеводстве достиг своего дна, я надеюсь, – высказывается Андрей Косилов. – Три крупных компании страны разорились, и сейчас, с учетом нарастания кризисных явлений, мы имеем минимальные цены на птицеводческие активы. Соответственно, для тех, кто эффективно ведет свой бизнес или имеет возможность привлечь дешевые ресурсы, наступило самое благоприятное время для увеличения собственных мощностей». В пример эксперт привел завершившуюся на днях сделку по приобретению компанией «Черкизово» Игоря Бабаева очередного очень эффективного птицеводческого актива.
ООО «Овомир» является дочерней структурой ОАО «Корпорация развития», зарегистрировано в Тюмени. Компания занимается производством готовых к употреблению пищевых продуктов и заготовок для их приготовления.
«То есть ничего сверхъестественного в покупке «Корпорацией развития» «Чепфы» именно сейчас, а не полгода-год назад, нет, все логично, – продолжает руководитель компании «Равис». – И поскольку 1,5 млрд можно вложить в проекты с гораздо меньшим сроком окупаемости и более высокой рентабельностью, могу предположить, что инвестор пришел всерьез и надолго. При этом новый собственник, вероятно, планирует поучаствовать в процессе консолидации активов птицеводства, что приведет к формированию крупных компаний, которые смогут более решительно противостоять диктату сетей и четче формировать им свои рыночные предпочтения на цены на яйцо, мясо и прочую продукцию».