На строительство торгово-логистистического комплекса (ТЛК) «Южноуральский» в Челябинской области в течение года будет направлено около пяти миллиардов рублей. Источником финансирования выступит Государственная транспортная лизинговая компания, первый транш от которой поступит уже в апреле. Эксперты считают, что проект в области международной логистики интересен для Южного Урала, но высказывают сомнения в заявленном объеме финансирования.
Запуск торгово-логистического комплекса, строительство которого ведется возле Южноуральска, запланирован на март 2015 года, сообщает пресс-служба министерства экономического развития Челябинской области. На прошлой неделе инициатор проекта ООО «Ресурс» и Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) подписали договор целевого займа. Согласно этому документу, с апреля 2014 года по март 2015 года более 4,7 млрд рублей будут направлены на финансирование строительства объектов первой очереди TЛK. Первый транш в размере более 1,2 млрд рублей поступит уже в апреле этого года. Финансирование со стороны ГТЛК будет предоставлено в виде займа по утвержденному графику.
По словам председателя совета директоров ООО «Лоджик Лэнд» Сергея Копьева, финансирование работ ведется без привлечения бюджетных средств. «На сегодняшний день все строительные работы, а также остальные мероприятия по реализации проекта финансируются исключительно за счет акционеров. Ни одной копейки бюджетных средств на строительство не предусмотрено. Это частный проект, который принесет несомненный экономический эффект для Челябинской области», – отметил председатель совета директоров ООО «Лоджик Лэнд» Сергей Копьев.
Ранее сообщалось, что транспортно-логистический коридор пройдет между Россией и Китаем через китайский Урумчи, казахстанский Достык до станции Формачево (Увельский район). Доставка грузов на ТЛК «Южноуральский» планируется по двум путям – железнодорожному и автомобильному. Общая площадь комплекса составит 180 га, из которых 64 га отведено под распределительные склады класса А общей площадью 400 тыс. кв. метров. Также в комплекс входят таможенный пункт со складом временного хранения и железнодорожный контейнерный терминал площадью 41 га, который будет обеспечивать прием 400 контейнеров в сутки. Годовой грузооборот рассчитан на 2,5 млн тонн грузов. Еще 120 га будут задействованы при реализации следующей стадии проекта – создании промышленно-сборочного кластера. Первая очередь проекта должна включать складские помещения площадью 60 тысяч кв. метров и площадку для хранения контейнеров 130 тысяч кв. метров.
Планировалось, что ТЛК «Южноуральский» будет запущен уже в мае 2014 года. «Ввод первой очереди состоится уже в мае 2014-го, с объемом контейнерных грузов около трех-пяти миллионов тонн в год. На первом этапе объем инвестиций составит 120 млн евро», – сообщали в региональном минэкономразвития в апреле 2012 года. В конце 2013 года стало известно, что сроки строительства ТЛК скорректированы. В компании «Лоджик Лэнд» отказались отвечать на вопросы относительно причин, по которым запуск комплекса оказался отодвинут на год.
В настоящее время в правительстве Челябинской области создана рабочая группа под руководством заместителя главы региона Руслана Гаттарова, которая курирует этот проект. «Это позволяет нам совместно с участниками инвестиционного проекта оперативно определять проблемные места и решать их без срыва сроков реализации проекта. Мы точно видим, в какой стадии находится проект, какие шаги необходимы в дальнейшем. В апреле готовится визит делегации Челябинской области в Урумчи (Китай), а в мае планируется провести выездное заседание рабочей группы и на месте проконтролировать ход строительства. Помимо этого проводится большая работа по взаимодействию с федеральными ведомствами, с партнерами из Казахстана», – рассказал Руслан Гаттаров.
Напомним, что ТЛК «Южноуральский» должен стать точкой,через которую грузопоток из Китая будет направляться в центральную часть России.
Генеральный директор ООО «Логоцентр» Андрей Колесников указывает на то, что проект в сфере международной логистики важен для региона. «ТЛК «Южноуральский» – это проект в области международной логистики, который, безусловно, интересен для региона. Если проект будет реализован, то можно будет выстраивать логистические цепочки уже внутри Челябинской области с использованием имеющихся складских площадей», – говорит Андрей Колесников.
В Копейске открылась первая очередь современного торгово-логистического комплекса. Инвестором выступает челябинская компания ООО «Логоцентр», общий объем инвестиций в проект составляет 1,7 млрд руб. В прошлом году компания выиграла конкурс минэкономразвития области на право получения налоговых льгот по налогам на прибыль и имущество организации. Складской комплекс класса А площадью 60 тыс. кв. м расположен в пос. Октябрьский, в двух километрах от Троицкого тракта. Первая очередь (30 тыс. кв. м) заработает в полном объеме через полтора месяца.
По словам директора «ПрофКапиталСервис» Сергея Колобова, заявленный объем инвестиций в строительство – около пяти миллиардов рублей – кажется завышенным. «Складская недвижимость – это не высокорентабельный вид деятельности, с достаточно длинным сроком окупаемости. Поэтому заявленная сумма инвестиций вызывает вопросы: действительно ли строительство складских помещений требует таких затрат и через какой промежуток времени инвестор сможет вернуть эти деньги», – рассуждает Сергей Колобов. «Действительно, срок окупаемости проектов по строительству складской недвижимости составляет около 10 лет», – соглашается Андрей Колесников.
Оценить адекватность заявленного финансирования объемам строительства можно лишь при детальном изучении проекта, отмечает исполнительный директор компании «IBC-Недвижимость» Евгений Коротков. «Надо понимать, куда будут направлены деньги, а для этого необходимо детально изучить проект. Если речь идет о строительстве стандартного комплекса класса А площадью 60 тысяч квадратных метров и заасфальтированной площадки открытого хранения грузов, то пять миллиардов рублей – это слишком большая сумма. Но при этом возможно, что сама площадка требует серьезных вложений из-за особенностей ландшафта, а складские здания будут строиться с применением самых современных технологий. Объем финансирования озвучен, но что в него входит, непонятно», – сказал Евгений Коротков.
Компании ООО «Лоджик Лэнд» и ООО «Ресурс» – инициаторы, инвесторы проекта по строительству ТЛК «Южноуральский» на территории Челябинской области. Генеральным подрядчиком является ООО «Энекс». Срок сдачи первой очереди ТЛК – март 2015 года. К этому моменту запланирована церемония торжественного открытия в рамках утвержденной программы мероприятий на период председательства России в ШОС на 2015 год.