Группа «Мечел», в состав которой входит Челябинский металлургический комбинат, может объявить дефолт по своим долгам. Из-за событий на Украине и в Крыму появилась неопределенность в вопросах доступа к банковскому финансированию, отметили в «Мечеле». Кроме того, в случае ужесточения санкций со стороны США и ЕС компания может столкнуться с проблемами на своем американском предприятии. Что думают аналитики о долговой нагрузке «Мечела» и вероятности банкротства компании? Подробности – в материале Chel.ru.
«Мечел» не исключает дефолта по своим долгам в случае острой нехватки ликвидности у российских банков. Об этом говорится в материалах, направленных компанией в Комиссию по ценным бумагам и биржам США.
Пенсионные накопления сотрудников «Мечела» выставили на продажу. Как сообщает газета «Ведомости», НПФ «Мечел-фонд», куда направляются пенсионные накопления сотрудников предприятий, входящих в горно-металлургический холдинг, будет продан. Предполагаемый покупатель – НПФ «Первый национальный». Активы фонда составляют девять миллиардов рублей.
«Из-за замедления экономического роста в России, а также событий на Украине и в Крыму усилилась неопределенность в возможности российских банков предоставлять достаточное финансирование российским компаниям. В нынешних условиях, если российские банки и финансовые институты не смогут продолжить рефинансирование задолженности или финансировать оборотные средства, мы можем оказаться не в состоянии диверсифицировать наши источники финансирования и можем допустить дефолт по нашему долгу», – приводят аргументы представители «Мечела».
Кроме того, в случае ужесточения санкций со стороны США и Евросоюза «Мечел» может столкнуться с санкциями в отношении своего американского завода Mechel Bluestone, который в апреле приостановил деятельность из-за «неблагоприятных рыночных условий».
«Мечел» сможет получить доступ к международным рынкам долгового капитала, но при этом нельзя гарантировать, что это финансирование будет доступно на приемлемых условиях, отмечается в отчете.
Напомним, по состоянию на 30 апреля 2014 года чистый долг компании составлял 8,6 миллиарда долларов. Около 68% от общего долга компании приходится на кредиты в российских банках, еще 25% составляют кредиты иностранных банков, оставшиеся семь процентов – облигации. Среди основных кредиторов «Мечела» – три крупнейших российских банка: Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк, а также большое количество западных банков, которые участвовали в синдикатах и клубных сделках.
Убыток «Мечела» по итогам 2013 года составил рекордные 2,9 миллиарда долларов. Годом ранее убытки составили 1,6 миллиардов долларов. Выручка «Мечела» за 2013 год снизилась на 19% – до 8,6 млрд долларов.
Государство не намерено помогать «Мечелу» в решении финансовых проблем, но может посодействовать в проведении переговоров с кредиторами. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что государство не будет оказывать компании прямую финансовую помощь: «Речь не идет о том, что государство финансовую помощь непосредственно оказывает». Но при этом может принять участие в переговорах о реструктуризации долга. «Не в виде прямых каких-то субсидий и тому подобного, но работа ведется. Например, в виде организации согласия кредиторов на реструктуризацию долга и так далее», – сказал Улюкаев.
В РЖД на прошлой неделе заявили, что отказываются от закупок рельсов за рубежом в пользу отечественных производителей. В их числе Челябинский металлургический комбинат, на котором в прошлом году запущен рельсобалочный стан. В 2014 году «Мечел» может поставить на РЖД 120 тысяч тонн магистральных рельсов.
Эксперты указывают на то, что убытки, которые продекларировала компания, связаны с деятельностью по выводу из кризиса. «Одной из причин снижения выручки стала продажа части убыточных и нерентабельных активов группы, проведенная с целью реструктуризации и снижения чрезвычайно высокой долговой нагрузки «Мечела». В частности, были распроданы румынские активы, предприятия по производству феррохрома и добыче хрома», – объясняет аналитик «Инвесткафе» Павел Емельянцев. «Списание активов, помимо прочего, привело и к значительному убытку. В то же время распроданные активы прекращают оттягивать на себя денежный поток компании, что может благоприятно отразиться на финансовом итоге текущего года», – добавляет он.
«Мечел» перестраховывается, заранее информируя инвесторов о возможном дефолте, которого, вполне возможно, удастся избежать, говорит ведущий аналитик Wild Bear Capital Виктор Неустроев. «Стоит отметить, что дефолт не означает банкротство. Дефолт в первую очередь связан с разрывом ликвидности. Среди кредиторов «Мечела» есть такие банки, как Сбербанк, Газпромбанк и ВТБ, а также ряд западных банков. Вряд ли они позволят обанкротить компанию. В крайнем случае «Мечел» обратится за государственной поддержкой. Все-таки это предприятие является крупнейшим игроком в горно-металлургической отрасли России», – считает эксперт.