С 22 августа вступил в силу новый порядок обжалования решений об отказе в регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Как сообщил на брифинге и. о. начальника УФНС по Челябинской области Михаил Бирюк, теперь при обжаловании такого решения необходимо обязательно обратиться в вышестоящий налоговый орган, тогда как раньше можно было сразу же идти в суд. Эксперты указывают, что это хороший способ борьбы с фирмами-однодневками, но для добросовестного бизнеса такой порядок может привести к лишним временным затратам.
С 2014 года предпринимателей обязали урегулировать все претензии, возникающие по отношению к налоговым органам, в досудебном порядке. Это означает, что до обращения в суд организация сначала должна подать жалобу в вышестоящий налоговый орган. С 22 августа вступило в силу очередное изменение в федеральный закон «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которое касается урегулирования жалоб об отказе в регистрации.
Как рассказал и. о. начальника УФНС по Челябинской области Михаил Бирюк, теперь, чтобы обжаловать отказ в регистрации, необходимо обратиться в вышестоящий налоговый орган. «У заявителей при несогласии с решением не будет выбора: обращаться в суд или в вышестоящую инстанцию. Новый порядок предусматривает обязательное обжалование решения об отказе в регистрации в вышестоящем налоговом органе», – сказал Михаил Бирюк. Жалоба может быть подана любым лицом, права которого нарушены регистрирующим органом, в течение трёх месяцев с возможностью восстановления пропущенного по уважительной причине срока подачи жалобы. Можно отправить жалобу и в электронной форме, если есть электронная цифровая подпись.
По словам Михаила Бирюка, процедура предусматривает оперативное реагирование на обращения предпринимателей. «Действия местных инспекций будут обжаловаться в управлении ФНС по Челябинской области. Срок рассмотрения жалобы – до 15 дней. Это позволит разгрузить судебную систему, а для предпринимателей плюс заключается в том, что при подаче жалобы они не несут никаких расходов», – сказал он, пообещав, что рассмотрение жалоб будет проводиться в строгом соответствии с законом без учета корпоративных интересов. «Мы достаточно качественно работаем и стараемся объективно разбираться в вопросах госрегистрации», – отметил Михаил Бирюк.
Чаще всего в регистрации отказывают из-за предоставления неполного пакета документов и недостоверных сведений, указала начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков УФНС России по Челябинской области Марина Быкова. «Есть установленные законом причины, по которым может быть отказано в регистрации юридического лица. В нашей практике отказы чаще всего происходят из-за того, что заявитель предоставляет неполный пакет документов. Как правило, затем предоставляются нужные документы, и мы проводим регистрацию. Бывают и отказы, связанные с предоставлением недостоверных сведений или дисквалификацией заявителя», – отметила Марина Быкова.
Она также указала, что на сайте налоговой инспекции действует ряд электронных сервисов в помощь начинающим предпринимателям, которые помогут разобраться с вопросом регистрации юридического лица или ИП.
Председатель ЧОО «Опора России» Александр Калинин считает, что досудебное урегулирование удобно в первую очередь самим предпринимателям. «Досудебное урегулирование и раньше было распространено. Предприниматель мог либо идти в суд, либо обратиться в вышестоящий налоговый орган. На мой взгляд, правильно, что вначале бизнесмен будет обращаться в вышестоящую инстанцию, так как у них действуют административные регламенты, а пока рассматривается жалоба, документ не считается вступившим в законную силу, так что ничьи права не будут ущемлены. Главное, чтобы предприниматели были в курсе предстоящих изменений», – сказал он.
«По нашим данным, в последнее время недовольство налоговыми органами в предпринимательской среде значительно снизилось. Это означает, что налоговая стала работать более профессионально и корректно», – отметил Александр Калинин, подчеркнув, что речь идет именно о деятельности налоговой, а не об уровне налоговой нагрузки, которая вызывает все больше вопросов.
По мнению эксперта Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности – taxCOACH Вадима Ягудина, у нового порядка обязательного обжалования решений налоговых органов больше минусов, чем плюсов.
«Главный негативный момент – это потеря времени на обжалования в вышестоящем налоговом органе, который по статистике редко идет навстречу налогоплательщику. Раньше у предпринимателя был выбор: пойти в вышестоящий налоговый орган или сразу в суд, и конечно же, большинство сразу шли в суд, поскольку он «беспристрастнее» подходит к рассмотрению спора. Теперь же предприниматель должен сначала обратиться в вышестоящий налоговый орган, которому дается на рассмотрение жалобы 15 рабочих дней (плюс этот срок может быть увеличен еще на 10 рабочих дней). Итого жалоба может рассматриваться 25 рабочих дней – это серьезный срок. В суде же можно заявить обеспечительные меры и работать спокойно до вынесения судебного решения», – считает эксперт.
При этом он указывает, что введение досудебного обжалования полезно для борьбы с фирмами-однодневками, но страдать от дополнительных преград и ограничений будет и добросовестный бизнес.