В ближайшем будущем Южно-Уральской железной дороге не грозят перемены. Руководство РЖД не подтвердило слухи о расформировании этой структуры. О том, что напугало рабочих и какую перспективу рисовали ЮУЖД совсем недавно, – в материале Chel.ru.
Разговоры о том, что на волне оптимизации своей структуры ОАО «РЖД» задумало «слить» ЮУЖД, включив ее активы в состав Свердловской железной дороги, вышли на новый виток. Челябинцы обеспокоены будущим перевозок, грузовых и пассажирских, местные железнодорожники – своим собственным. Ведь в случае, если прогноз оправдается, провести оптимизацию персонала, чтобы все остались в выигрыше, будет непросто.
Однако начальник отдела стратегического развития и корпоративного управления ЮУЖД Григорий Ишимов опроверг слухи о перестановках в составе РЖД, сравнив их с пересудами об объединении Челябинской и Свердловской областей. Магистрали должны друг друга дополнять технологически, иначе их слияние будет неоправданным.
«Эффективное слияние двух магистралей возможно лишь при наличии их технологического взаимодействия по основным производственным направлениям деятельности, – пояснил он. – Здесь ситуация иная. Свердловская железная дорога расположена на северном ходу, а Южно-Уральская – на центральном ходу Транссибирской магистрали. Являясь соседями территориально, дороги обслуживают разные направления. Поэтому одна из железных дорог вряд ли может стать продолжением другой».
Начальник отдела по работе со СМИ службы корпоративных коммуникаций Свердловской железной дороги Оксана Буторова подтвердила: никаких документов на этот счет не готовится, вопрос о вхождении ЮУЖД в состав СвЖД не рассматривался. Это же подтвердил и постоянный эксперт Chel.ru, генеральный директор ООО «Кэмп» Яков Гуревич.
«Насколько я знаю, этот вопрос не обсуждается ни в РЖД, ни в правительстве Российской Федерации. Смысла в подобном шаге я не вижу: структура сложилась, оснований ее менять нет, а потому, думаю, РЖД не собирается этого делать. Возможно, такие разговоры появились на фоне общего сокращения персонала, в том числе и на железной дороге. Поэтому сотрудники ЮУЖД боятся за свое будущее и готовы верить самым неправдоподобным слухам», – предположил он причину ажиотажа.
Экономическая ситуация в ОАО «РЖД» и правда непростая: на сегодняшний день 133 тысячи его сотрудников переведены на неполную занятость. Существенно сокращаются и эксплуатационные расходы. Принимаемые меры по балансировке бюджета сам глава компании Владимир Якунин назвал вынужденными и «драконовскими».
«В прошлом году нам обнулили тарифы, но последствий не просчитали. Это никак не простимулировало промышленность (на что делали ставку), ситуация в экономике усугубилась, а РЖД в результате получили бухгалтерский убыток, выраженный в миллиардах рублей, а по сути – уценку основных фондов компании», – заявил президент ОАО «РЖД».
По всей видимости, экстренные меры подъема экономики РЖД оказались действенными. По сравнению с прошлым годом по всем бюджетным и качественным показателям эксплуатационной работы достигнут рост, предприятия полигона железной дороги увеличили эффективность прочих видов деятельности. По итогам девяти месяцев 2014 года рост прибыли составил 11,2 процента. Показатели можно оценить как стабильные.
«Нынешнее разделение на железные дороги существует уже несколько десятилетий, и оно пережило в своей истории очень многое, и хорошее, и плохое, будет логичным, если оно сохранится и в будущем, – убежден ведущий эксперт УК «ФИНАМ Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Вместе с тем, если возникла потребность в оптимизации оргструктуры РЖД, то не исключено, что такое решение может быть принято. А оптимизация может быть вызвана необходимостью сокращения расходов всего ОАО «РЖД».
Между тем орское отделение ЮУЖД уже расформировано. Первого июля 2014 года в целях повышения эффективности корпоративной и технологической координации на Южно-Уральской железной дороге произошло укрупнение Оренбургского региона за счет секторов, отделов и служб Орского. По словам представителей компании, этот регион был сформирован в самый ответственный период структурных преобразований, когда осуществлялся переход с административно-командной системы управления на вертикально-интегрированную – наиболее эффективную при рыночных условиях ведения железнодорожного бизнеса. Концентрация территориального руководства в таком мощном промышленном узле было экономически оправдано. Территориальное управление было обеспечено представительством руководства дороги, региональной оперативной комиссии и регионального координационного совета. Но на сегодняшний день при работе в одном регионе (Оренбургской области) функционирование двух территориальных органов стало нецелесообразным.
Очевидно, что ситуация вокруг Челябинска подобного исхода не предполагает. Однако Дмитрий Баранов предположил возможный ход развития событий в случае, если решение руководства РЖД изменится.
«Слияние ЮУЖД и СвЖД – исключительно организационное решение, которое практически не скажется на грузоперевозках, грузы будут перевозиться, как и раньше. Может быть сокращена часть управленческого персонала аппарата ЮУЖД, но те, кто работает непосредственно на дороге, останутся на своих местах, все, что они делали на ЮУЖД, надо будет выполнять и на СвЖД. Не исключено, что на базе аппарата ЮУЖД в Челябинске может быть создана какая-то дочерняя структура СвЖД, чтобы управлять этим участком. Кроме того, возможно, какие-то изменения претерпит и аппарат самой СвЖД. В целом, повторю, эти изменения, если они будут проведены, не скажутся на перевозках пассажиров и грузов, и деятельность данных железных дорог не пострадает», – заключил эксперт.