На фоне повышения курса доллара покупательские предпочтения челябинцев резко изменились. Одни начали вкладывать обесценивающиеся рубли в покупку новомодных гаджетов, другие перешли на тотальную экономию. Эксперты прогнозируют традиционный рост цен к новогодним праздникам, а пик подорожания – в конце зимы. В связи с этим они советуют совершать необходимые покупки уже сейчас, однако делать это лучше без фанатизма.
По словам экспертов, общую тенденцию потребительского поведения южноуральцев сегодня обозначить сложно. Люди с доходами выше среднего вкладывают деньги в недвижимость и авто; те, кто зарабатывает меньше, стараются купить еще не подорожавшую бытовую технику.
«Технику лучше приобрести сейчас, тем более что некоторые магазины предлагают беспроцентную рассрочку. Однако брать впрок не стоит, поскольку все технологические новинки быстро устаревают морально и выходят из моды. Потом вам захочется чего-то нового. Покупать с целью перепродажи вообще не стоит, поскольку любой товар «с рук» все равно дешевеет», – считает директор консалтинговой компании LA'consulting Юрий Симанков. В ходе разговора спикер признался, что сам на днях присматривал новый телевизор по старой цене.
В магазинах электроники отмечают наплыв клиентов. Это связано не только с желанием купить подешевле, но и с выходом нашумевших новинок, например iPhone 6 или Samsung Galaxy Alpha. В целом по рынку популярностью у челябинцев также пользуются планшетные компьютеры и ноутбуки. О повышении цен продавцы пока говорят неохотно, но тем не менее признают, что в скором времени ценники придется поменять. «Безусловно, значимое изменение кросс-курсов валют на протяжении долгого времени может влиять на стоимость техники, производимой за рубежом. Таким образом, можно ожидать повышения цен на различные категории гаджетов. Сейчас этого не происходит в том числе в связи с рыночной ситуацией, а также тем фактором, что нынешний курс доллара сформировался сравнительно недавно и не держался на этом уровне на протяжении долгого времени», – говорит директор региона Урал группы «Связной» Александр Нужный.
Цена бытовой техники и электроники на 70% привязана к валюте, поэтому о возможном снижении цен в связи с падением покупательского спроса говорить нельзя. «Даже во время глобального кризиса 2008–2009 годов цены в долларах не падали, рентабельность этого бизнеса – единицы процентов, и крайне велика конкуренция, у производителей просто нет подушки для снижения цен. На сегодня рост курса доллара касается только России, и учитывая, что ухудшаются условия кредитования, цены в долларах могут только вырасти», – рассказал сайту 2074.ru руководитель компьютерного направления «Рембыттехники» Сергей Логиновских. По его словам, ждать снижения цен можно только в случае ликвидации фирмы-производителя или магазина.
А вот представители магазинов одежды начали ощущать спад клиентов еще с начала осени. Количество желающих купить модную обновку уменьшилось в среднем на 30%.
«В октябре поставщики повысили цены на 5%, объяснив эту меру вынужденной из-за повышения цен на материалы, – говорит директор отдела сети магазинов нижнего белья Palmetta Любовь Серая. – Мы знаем, что наши клиенты не пойдут отовариваться на базаре, хотя будут приходить к нам реже. Руководитель компании недавно заявил о том, что не будет покупать дешевые полотна ради сохранения цены, поскольку лучше удерживать клиентов качеством». Она подчеркивает, что дорожает не только импортная продукция, зависимая от валюты, но и отечественная – из-за расходов на логистику.
«Обычно потребители в первую очередь начинают экономить именно на одежде. Однако по моим наблюдениям многие сокращают свои покупки до самого необходимого – продуктов питания», – отмечает заведующая кафедрой экономики, финансов и бухгалтерского учета ЧФ РАНХиГС Наталья Коротина.
Некоторые банки, проводя детальный анализ трат своих клиентов, отмечают, что с начала года челябинцы начали отказывать себе именно в покупке модной одежды и гаджетов. Очевидно, что жители Урала стали внимательнее относиться к тратам.
«Согласно исследованию, к началу осени уменьшились траты на одежду и обувь – средний чек упал на 10%, на электронику – на 22%. При этом траты горожан в продуктовых магазинах существенно не изменились. Средний чек по Уралу в отделах электроники – 3,5 тысячи рублей, в салонах одежды и обуви – 2,5 тысячи», – отмечает управляющий РОО «Челябинский» ВТБ24 Елена Блинова. По ее словам, изменения возможны в ноябре и декабре с началом предновогодних распродаж.
Другие банки отмечают, что в целом количество покупок, совершаемых по пластиковым картам, продолжает расти. «С начала года покупки увеличились по одной кредитной карте в 2,3 раза, по дебетовой – на 20%», – отметил руководитель блока банковских карт «Бинбанка» Дамир Баттулин.
По словам экспертов, действие валютных скачков на цены имеет долгосрочный эффект, поэтому цены нокаутируют россиян в конце февраля – начале марта. «Снижение курса рубля носит долгосрочный характер, тенденция будет сохраняться год–полтора, причина – низкая цена нефти, укрепляющийся доллар, экономические санкции против России. Пик подорожания наступит к весне следующего года, когда доллар достигнет отметки 60–65 рублей», – считает руководитель аналитического департамента ФК Aforex Артем Деев.