Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области объявило четыре аукциона на выполнение в 2015–2017 годах работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования и один – по содержанию мостов. Общая стоимость лотов – более 11 млрд рублей. Информация об этом размещена на сайте госзакупок. Кто сможет принять участие в торгах, на какой срок рассчитаны контракты и почему такие крупные аукционы приводят к разорению мелких компаний и монополизации рынка, читайте на сайте Chel.ru.
Аукционы не включают в себя работы по капитальному ремонту, реконструкции дорог, а тем более строительству новых, пояснили Chel.ru в региональном Минстрое. Речь только о повседневной эксплуатации дорог и прилегающей территории.
В список работ по содержанию дорог включено:
• обеспечение чистоты дорожного полотна, обочин, кюветов, откосов, выкашивание травы и вырубка кустарника;
• ликвидация размывов, прочистка водоотводов;
• грунтовые дороги должны профилироваться (по мере колейности или разбивания);
• заделка выбоин, устранение пятен битума, проведение противопучинных мероприятий;
• обработка дорожного полотна противогололедными материалами;
• ремонт и замена дорожных знаков и ограждений;
• уход за автобусными остановками и туалетами при них;
• ремонт электроосвещения дорог;
• восстановление дорожной разметки.
Так как Челябинская область – довольно обширный регион, было принято решение разбить работы на четыре условные зоны (южная часть, центральная часть, северо-запад и северо-восток) и проводить их содержание отдельными лотами, рассказали в Минстрое. В прошлом году зон было три, еще раньше аукцион объявляли на проведение работ во всей области, без деления на зоны.
Кроме того, теперь было принято решение перейти на трехлетние контракты (в прошлом аукционы на содержание дорог проводились ежегодно). «Теоретически трехлетние контракты – это благо, – рассуждает генеральный директор консалтинговой компании «Кэмп» Яков Гуревич. – Добросовестный подрядчик будет заинтересован в том, что если он однажды отремонтировал какой-то кусок дороги, то он бы простоял как минимум три года после ремонта».
Из прочих условий можно выделить обязательство подрядчика привлекать к исполнению госконтракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций в размере не менее чем 15% от общей сметы.
Компания-подрядчик несет гарантийные обязательства по устранению дефектов при выполнении работ по содержанию с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ:
• земляное полотно – восемь лет;
• основание дорожной одежды – шесть лет;
• нижний слой покрытия – пять лет;
• верхний слой покрытия – четыре года;
• барьерное ограждение (металлическое) – пять лет;
• сигнальные столбики – два года;
• дорожные знаки – пять лет;
• дорожная разметка краской – шесть мес.
Несмотря на то, что общий объем работ был разбит на четыре зоны, стоимость каждого лота достаточно велика – от 2,1 до 3,49 млрд рублей. Такая цена контракта, по мнению экспертов, резко сужает круг компаний, которые реально смогут хотя бы претендовать на участие в конкурсе.
«Мы не участвуем в таких аукционах. Слишком большие суммы. Вы представляете – два миллиарда! Это же гарантийные обязательства нужны. У кого сейчас такие деньги есть?» – говорит директор ООО «Саткинское ДРСУ» Анатолий Савин.
Фактически в регионе есть только одна–две компании, которые смогут подтвердить такое финансирование, поддерживает коллегу анонимный представитель одной из южноуральских дорожно-строительных компаний. «Вы видели суммы? Миллиарды! Такие деньги в регионе есть только у «Южуралавтобана» и, может быть, у «Челябинск-Стройиндустрии». Обеспечение заявки на участие в аукционе – это уже несколько сотен миллионов рублей. А потом надо будет еще и банковскую гарантию предоставить на три года... Представляете, какие деньги будут заморожены, чтобы обеспечить эти контракты. Выиграть сможет только очень крупный игрок. Не факт даже, что кто-то из области. Это может быть, например, московская компания», – оценивает эксперт.
В ПКО «Челябинск-Стройиндустрия» Chel.ru подтвердили интерес к участию в аукционах. Представители руководства «Южуралавтобана» прокомментировать участие в аукционах отказались, сославшись на отсутствие генерального директора (глава предприятия Иван Святелик находится в длительной командировке).
Даже если аукцион выиграют москвичи, физическое расположение компании в другом регионе – не препятствие, предполагают специалисты-дорожники. Все равно реальную работу будут выполнять субподрядчики – многочисленные районные ДРСУ, у которых есть и техника, и опыт, и дороги им хорошо знакомы. «При этом генеральный подрядчик, естественно, будет диктовать свою цену. Где-то, где не смогут договориться с ДРСУ, будут нанимать армян, еще кого-то, условия конкурса это позволяют», – описывает свое видение ситуации эксперт.
Мелкие игроки уже сейчас не выдерживают конкуренции. «Наше ДРСУ раньше содержало три района – Усть-Катавский, Катав-Ивановский и Саткинский. А сейчас даже (конкурс на) содержание города не можем выиграть, хотя качество нашей работы хорошо известно и городскому, и районному начальству, – сокрушается Анатолий Савин. – Заходит на тендер какая-то никому не известная фирма и скидывает 55% от сметной стоимости. Это какой-то абсурд! Как можно скидывать цену вдвое, не имея при этом никакого своего производства?!» Опытным дорожникам приходится предпринимать непопулярные меры. «Завтра сажусь писать проект сокращения трудового коллектива вдвое. Нет больше Саткинского ДРСУ, можете так и написать», – рубанул напоследок Анатолий Савин.
Еще один «интересный» нюанс, продолжает представитель одной из дорожно-строительных фирм: «Документация к аукциону составлена таким образом, что довольно трудно попасть в те критерии, которые там заложены. Если читать требования к материалам, которые надо написать к первой заявке, там очень легко запутаться, ошибиться, и тебя просто не допустят к участию, вот и все. А за четыре ошибки (аукционов-то четыре) можно уже попасть на штрафные санкции от государства и вылететь из списка добросовестных подрядчиков».
Дорожные аукционы часто проводятся под конкретную компанию, конкретного человека, с которым уже существует предварительная устная договоренность, указывает Яков Гуревич. «Любой подобный аукцион – игра втемную, потому что никто, кроме узких специалистов, не понимает реальный объем работ. Формулировка «работы по содержанию дорог», да еще и растянутая на площадь всей Челябинской области, скажем так, не обладает достаточной ясностью», – говорит директор ООО «Кэмп».
У южноуральских дорожников есть ровно две недели на подготовку всей необходимой документации для участия. Окончание приема заявок на аукцион – 9 декабря, итоги подведут 12 декабря.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА