Колебания курсов мировых валют по отношению к рублю доставили отечественной экономике массу неприятностей. И IT-отрасль тут не исключение. Хотя компании, занимающиеся разработками в области высоких технологий, и не числятся в первых строчках списка пострадавших, им тоже приходится нелегко.
Кризисное благодушие
За период кризиса 2008 года IT-рынок России сократился где-то на 40%. Стоит ли ждать повторения подобной ситуации в 2015-м году? Пока что нет. Во всяком случае значительное количество отечественных IT-компаний относятся к текущей экономической ситуации с известной долей спокойствия. Согласно данным опроса, проведенного рекрутинговой компанией «IT-доминанта», 39% опрошенных представителей IT-отрасли относятся к текущему кризису вполне нейтрально, еще 12% находят в нем положительные моменты. Правда, еще у 39% респондентов отношение к нынешней экономической ситуации вполне негативное.
Работая на Запад
Олимпийское спокойствие части игроков рынка проистекает из того простого факта, что значительная часть их доходов поступает от продажи программных продуктов на западные рынки. К примеру, «Лаборатории Касперского» кризис пока что почти не коснулся: «Лаборатория Касперского» – международная компания, причем большая часть нашей прибыли поступает от работы на зарубежных рынках, – сообщила нашему журанлисту руководитель пресс-службы компании Юлия Кривошеина. – Это позволяет нам чувствовать себя довольно уверенно даже в условиях столь резких колебаний курса и кризисных тенденций на российском рынке и не задирать цены для пользователей. В течение года мы планируем повышение цен на ряд корпоративных продуктов, но оно относится к разряду плановых и не будет значительным».
Впрочем, есть и компании, чьи программные продукты и услуги завязаны именно на отечественный рынок. Им приходится гораздо сложнее. Но «интернациональная» составляющая пока что спасает всю отрасль в целом. Вероятно именно поэтому особых перемен в работе отечественных компаний, завязанных на сферу высоких технологий, пока что не предвидится. Согласно данным все того же опроса, 40% IT-фирм планируют оставить зарплаты своих сотрудников на прежнем уровне, 56% – увеличить в ближайшее время. При этом почти 90% опрошенных выплачивают зарплаты именно в рублях.
Сколько зарабатывают программисты?
Тут стоит немного отвлечься в сторону и задаться вопросом, какова средняя зарплата программиста в Челябинске и России в целом? Если верить данным «Яндекса», то средний челябинский программист может претендовать на зарплату в 38 тысяч рублей, программист из Екатеринбурга – на 49 тысяч рублей, программист из Москвы – на 84 тысячи рублей. При учете того, что среднемесячная начисленная заработная плата по Челябинской области в январе-октябре 2014 года составляла 27 366,5 рубля, это не такая уж и большая сумма. Отметим, что обычная зарплата челябинского системного администратора даже ниже среднеобластной и составляет 26 тысяч рублей.
Пока без сокращений
Возвращаясь к данным опроса, можно сказать, что IT-специалистам пока что не грозят массовые сокращения на работе. Напротив, 47% компаний, занятых в области «высоких технологий», планируют расширять персонал, еще 35% – предпочтут оставить на прежнем уровне. И лишь 14% пошли по пути оптимизации человеческих ресурсов. В целом, Россия здесь находится в международном тренде – потребность в высококвалифицированных специалистах растет год от года. Можно привести пример пресловутых США, где безработица среди программистов составляет всего лишь 3% при среднем показателе в 6%.
Но не все так радужно: компаниям, которые открылись накануне кризиса, может быть весьма непросто: «Закроется некоторое количество молодых компаний, куда инвесторы вложили деньги, рассчитывая на быстрое привлечение следующего раунда, – поделился с редакцией 2074.ru своим мнением аналитик ИХ «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко. – Однако таких «перегретых» секторов рынка было немного, как и компаний, куда были вложены значительные средства. Зададимся однако вопросом, чем займутся бывшие сотрудники таких компаний? Некоторые устроятся на работу, но другие создадут новые фирмы. В частности, в наш венчурный фонд уже начали поступать предложения, ориентированные на новую ситуацию в экономике, на новые виды спроса. Дух предпринимательства в молодых квалифицированных инженерах и программистах сложно вытравить. Поэтому в целом сокращения спроса мы не ожидаем».
Вероятно, что российским стартапам 2015 года придется искать инвесторов за пределами России, что приведет к еще большей ориентации отечественных разработчиков на западный рынок. Впрочем, есть и другие возможности.
Другая сторона вопроса
Практически все производители и продавцы ПО уже объявили о повышении цен на свои продукты в России. И здесь, что вполне естественно, встает вопрос пресловутого импортозамещения. Возможно ли оно в мире высоких технологий?
«Здесь возникает уникальное окно возможностей, – продолжает аналитик ИХ «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко. – В обычных условиях нашим компаниям сложно конкурировать с крупными разработчиками, продающими ИТ-продукты и услуги на мировых рынках и использующими эффект масштаба. Посмотрим правде в глаза, за час работы программист Google создаёт продукт, которым пользуется миллиард человек (иногда – даже два), а программист российской компании того же направления – продукт, которым пользуются в десятки раз меньше. Сейчас от российских проектов отказался разработчик операционных систем RedHat, которая используется в основном на серверах, но кто может обещать, что однажды не попадёт под санкции столь распространённая у нас Windows. В информационном обществе программные продукты – такая же часть жизненно важной инфраструктуры, как электроэнергия и газ. Страна должна уметь их производить и продавать».
Промежуточные итоги
Безусловно, строить какие-то долгосрочные прогнозы в нынешней экономической ситуации – занятие крайне неблагодарное. Однако уже сейчас виден своеобразный раскол IT-рынка: благодушие и оптимизм являются далеко не всеобщими. Примерно треть отечественных компаний, подвизавшихся на почве высоких технологий, испытывают сейчас вполне определенные экономические трудности. Можно предположить, что ближайшие несколько месяцев станут решающими – не только для них, но и для всего отечественного IT-рынка в целом.