Руководители десяти крупнейших сельхозпредприятий Челябинской области, специализирующихся на молочном и племенном животноводстве, в очередной раз обратились к губернатору Борису Дубровскому с публичным призывом спасти региональную отрасль от краха. Хозяйства режут поголовье, производство молока падает. Ситуацию можно спасти только резким увеличением субсидий, уверены молочники. Что смогли предложить фермерам областные власти и кто заплатит за крах молочного животноводства, читайте в материале Chel.ru.
«Несмотря на постоянное падение производства молока, в области ежегодно вырезается до пяти тысяч дойных коров», – говорится в письме на имя губернатора. Сегодня в Челябинской области осталось всего 35 тысяч голов, то есть одна корова приходится на 100 жителей региона, приводят пример молочники. Необходимы реальные действия по сохранению молочной отрасли Челябинской области, резюмируют авторы письма, не уточнив, однако, каких именно действий они ждут от властей. В поддержку обращения к губернатору на прошлой неделе состоялся круглый стол с участием представителей молочных животноводческих хозяйств, областного министерства сельского хозяйства и представителей общественности.
Молочным животноводством в Челябинской области занимается 74 предприятия, общее поголовье – 33 045 голов, рассказал собравшимся первый заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Евгений Ваганов. В регионе наблюдается ежегодное снижение поголовья (как и во всей РФ). Но при этом за счет постоянного увеличения надоев производство молока остается на том же уровне: примерно 167 тысяч тонн в год. Замминистра особо отметил, что снижение поголовья произошло только в убыточных хозяйствах, где надои составили меньше 3000 кг с одной коровы в год. «Опыт подтверждает, что хозяйства, надаивающие меньше 3,5-4 тысяч кг в год с коровы, нерентабельны. Компенсируя убытки, они и снижают поголовье», – уточнял Ваганов. Ориентироваться исключительно на поголовье при подсчете успехов животноводов нельзя, терпеливо объяснял замминистра. «В 2000 году в Челябинской области было надоено 177 тысяч тонн молока, – напомнил чиновник. – Только надои тогда были меньше 2000 кг на одну фуражную корову».
Средний уровень надоев в Челябинской области в прошлом году составил 4685 кг. Для сравнения: в 2013 году надои были меньше на 446 кг (4239 кг). 20 предприятий надоили больше 5000 кг с каждой коровы, сыпал цифрами Евгений Ваганов. «Семь предприятий надоили больше 6000 кг. А вот присутствующие здесь, – замминистра показал на сидящих рядом Шундеева и Мельникова, – СПК «Коелгинское» надоил больше 7000 кг, а СПК «Подовинное» – больше 8000 кг. В СССР, напомню, за надои в 3500 кг давали звезду Героя соцтруда».
Уровень государственных субсидий сельскому хозяйству в нашем регионе намного выше, чем в любой другой области УрФО, похвастался Евгений Ваганов. По указанию губернатора Бориса Дубровского при распределении бюджетных средств областные власти ориентировались на максимальное софинансирование из федерального бюджета в рамках существующих госпрограмм. Это позволило общий объем субсидий довести до пяти миллиардов рублей (в соседних Свердловской и Тюменской областях на сельское хозяйство было выделено соответственно 4,138 и 2,7 млрд рублей). «На «молоко» в 2014 году мы выдали 145 млн рублей. Из федерального бюджета поступило еще 69 млн», – отчитался замминистра.
В отличие от Евгения Ваганова, сыпавшего цифрами, выступление директора СПК «Коелгинское» Анатолия Шундеева отличалось эмоциональностью. «С 1990 года в области вырезается поголовье страшными темпами. На сегодня в регионе осталось 33 тысячи молочных коров. Каждый год вырезается 4-5 тысяч. При любой администрации – Юревича, Сумина, Соловьева – вырезалось поголовье и падало производство молока, – описал ситуацию Шундеев. – Сейчас Свердловская область производит в три раза больше молока, чем Южный Урал, Тюменская область – почти в два раза. За нами только депрессивный Курган остался».
Южноуральским животноводам не хватает государственной поддержки, заверил директор СПК «Коелгинское». В Свердловской области на каждый литр молока, сданный на молокозавод, производитель получает субсидию в среднем три рубля на литр. У нас – 1,3 рубля на литр. «Возьмем для примера «Коелгинское», – взялся объяснять на пальцах Анатолий Шундеев. – Мы сдали в 2014 году 16,5 тыс. тонн товарного молока. Разница в размере субсидий по сравнению со Свердловской областью – 1,7 рубля на литр. Значит мы по сравнению со свердловскими коллегами «недополучили» 28 млн рублей».
Кроме того, правительство Свердловской области выдает субсидии на техническую модернизацию хозяйств, в 2015 году запланировано выдать 420 млн рублей. «А в Челябинской области – ноль!» – гремел интонациями Шундеев.
Цифры, выделяемые на поддержку сельского хозяйства в Челябинской и Свердловской областях, сопоставимы, оправдывался Евгений Ваганов. Просто свердловчане больше внимания уделяют молочному животноводству, а Южный Урал – птицеводству. «Да, поддержка молочной отрасли недостаточная, – признал Ваганов. – В нее сложно привлечь инвесторов. Потому что рубль, вложенный в молочное животноводство, приносит в год рубль оборотных средств. А рубль, вложенный, к примеру, в птицеводство, приносит три рубля оборотных средств».
На рынке Челябинской области достаточно много молока, подтвердил позицию министерства сельского хозяйства координатор проекта «Народный контроль» Вадим Воробей. «В целом продовольственная инфляция за прошлый год составила 22%, а молоко поднялось в цене лишь на 9,5%, – поделился Воробей. – Кроме того, объемы потребления молока в Челябинской области в прошлом году упали почти на 2%». По данным общественника, минимальная розничная цена на молоко в Челябинске сейчас составляет 29,3 рубля за литр, но это молоко из других регионов. Продукция челябинских производителей стоит значительно дороже – в среднем около 40 рублей за литр. «Это приводит к тому, что некоторые торговые сети вообще отказываются от регионального молока из-за его высокой стоимости, – отметил Вадим Воробей. – Но потребление его не падает, так как покупатель выбирает качество».
Кстати, тех 167 тысяч тонн, что производят челябинские хозяйства, местным молокозаводам не хватает. В 2014 году они докупили в других регионах еще примерно 170 тыс. тонн сырого молока. «К нам на молокозаводы везут молоко со всей округи: с Башкирии, со Свердловской области, – рассказал Анатолий Шундеев. – Комбинаты покупают молоко из соседних областей и здесь разливают».
Молочники в основном критиковали действия областного правительства, называя текущий уровень субсидий совершенно недостаточным. «Для молочного животноводства основной вопрос – это объем финансирования, – продолжал наступать на оппонентов Анатолий Шундеев. – Молитвами молоко производиться не будет. У нас объем финансирования молочной отрасли в разы ниже, чем в Свердловской области».
«В молочном животноводстве прибыль получить невозможно. – Подхватил разговор директор СПК «Подовинное» Сергей Мельников. – Поэтому инвесторов нет. Нам приходится конкурировать с Западной Европой, со всем миром, где вы знаете, какие субсидии. С сегодняшним курсом евро мы не можем обслуживать валютные лизинговые платежи за оборудование. Цена на молоко с 2011 года выросла на 20%, а цена дизельного топлива поднялась на 53%».
Замминистра сельского хозяйства перешел в оборону. «Мы исполняем бюджет в том объеме, в каком он был принят. Считаю, что мы вложили деньги в сельское хозяйство региона с максимальной эффективностью в расчете на максимальное софинансирование из федерального бюджета, – оправдывался Евгений Ваганов. – Челябинская область по производству молока находится на 23-м месте из 80 регионов. В стране ситуация-то не лучше, чем у нас».
А вот закупочные цены молокозаводов, похоже, производителей более или менее устраивают. По данным министерства сельского хозяйства Челябинской области, средняя себестоимость производства молока в крупных региональных хозяйствах в 2014 году составляла около 15 рублей за литр. Молокозаводы же покупали молоко в среднем по 17,5 рублей. «Если отдавать крупной партией, то закупочная цена молокозаводов от 19 до 20 рублей за литр», – подтвердил Шундеев. «Это дает рентабельность чуть меньше 20%, – подсчитал Евгений Ваганов. – Хотя понятно, что хозяйства с низкими надоями остаются нерентабельными».
«Все деньги ушли на птичку! – подвел итог дискуссии Анатолий Шундеев. – Понастроили птицефабрик, и теперь область будет много лет помогать им выплачивать кредиты». Действительно, ухудшение ситуации в молочном животноводстве совпало по времени с массовым строительством в Челябинской области птицефабрик. «За наш крах вы заплатите своими желудками!» – пригрозил на прощание директор СПК «Коелгинское».