Челябинцам в скором времени, возможно, не придется считать мелочь, садясь в маршрутку. Автоинспекция выступила с предложением ввести в них безналичный расчет. Однако к ноу-хау пока не готовы ни перевозчики, ни пассажиры.
В челябинском ГИБДД в очередной раз взялись за наведение порядка в маршрутках. По их задумке, оснащение пазиков и «газелей» платежным терминалом убьет сразу двух зайцев. Во-первых, позволит «обелить» доходы перевозчиков, во-вторых – усилить безопасность дорожного движения. «Госавтоинспекция предлагает ввести безналичный расчет в качестве альтернативной платы за проезд. Это необходимо для того, чтобы исключить момент приема и передачи наличных, чтобы водитель не отвлекался, пересчитывая деньги во время движения», – рассказал заместитель начальника ГИБДД Челябинска Алексей Горшков. Какие карты будут приниматься к оплате – обычные банковские или специальные транспортные – собеседник не пояснил, сославшись на то, что этот вопрос находится не в его компетенции. В ближайшее время инициативу планируется направить на рассмотрение в местное Заксобрание.
Многие перевозчики пока в недоумении. Отдельные водители с личным транспортом, которые всего лишь нанимаются на маршрут, просто не смогут себе позволить приобретение терминала. Некоторые ипешники тоже находятся в прострации. «Мне известно об этой инициативе, но пока не могу ничего сказать. Это надо переосмыслить, например, не понятно, за чей счет будут ставиться эти аппараты», – рассказал один из крупных перевозчиков.
Некоторые отнеслись к данной инициативе положительно. Правда отметили, что необходимо проработать множество нюансов. «Если ставить такие аппараты, я обеими руками за. Согласен пойти на издержки. Но к этому вопросу надо подходить осторожно. Водителю все равно придется тянуть руку назад, чтобы взять и отдать карту. К тому же, что делать, если карта зависнет или мошенники спишут большую сумму? – поделился коммерческий директор ООО «ТСМ» Магомед Мамакурбанов. – А вот использовать для платежей транспортную карту можно. Туда кладется небольшая сумма и можно понять, куда деньги ушли».
Тем временем отказ от мелочи уже практикуется в некоторых городах России. Например, в северной столице за символические 30 рублей можно приобрести транспортную карту системы «Подорожник» и пополнять ее счет по своему усмотрению. Помимо муниципального транспорта, принимать такую карту обязали и маршрутные такси. «В маршрутках и автобусах есть специальные устройства. Ты заходишь, подаешь карту водителю, он ее считывает и садишься. У нас нет такого, что все зашли, расселись и только потом передают деньги. Соответственно использование карты ускоряет время оплаты, потому что не надо ждать сдачу, – рассказала жительница Санкт-Петербурга Анна Мишанина. – У карты есть три режима: платеж прошел, нет денег и уже оплатил. Таким образом можно узнать платил ли человек деньги за проезд».
Как сообщили в одном из банков, платежные терминалы, подобные тем, что можно наблюдать в магазинах, используются лишь в такси класса люкс. А транспортники, скорее всего, будут использовать специальные платежные устройства и так называемые транспортные карты. Сегодня в Челябинске такие уже используются в муниципальном транспорте – трамваях, троллейбусах и автобусах. Льготные карты предусмотрены для школьников, студентов и пенсионеров. Остальные могут купить ежемесячный проездной с безлимитом на поездки или приобрести карту с возможностью пополнения ее на определенную сумму. Для оплаты проезда и выдачи чека кондуктору требуется около 15-20 секунд.
Этот факт и настораживает экспертов. Они сомневаются, насколько удобно применение таких карт в маршрутках, которые вечно куда-то спешат. «Одно дело, если это пазик, где можно посадить кондуктора, а как быть в «газельках»? Передавать через кого-то тоже не будешь, а уж тем более кричать пин-код через весь салон, – недоумевает председатель челябинского регионального совета ВПП «Автомобильная Россия» Алексей Бруй. – Водителю также понадобится время, чтобы считать карту, проследить кто оплатил и все это в движении. Поэтому, как удобно организовать безналичную оплату – для меня загадка!»
Эксперты сошлись во мнении: введение современной системы оплаты может потребовать большой детальной проработки. В ГИБДД предполагают, что законодатели рассмотрят вопрос в течение квартала.
Какие изменения станут неизбежными в маршрутках в случае введения новой системы оплаты, и что об этом думают водители и пассажиры, смотрите в сюжете телеканала 74.ru.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА, видео Евгения СИНИЦЫНА, Сергея ГУЛЬБИНОВИЧА, монтаж Ксении ШАГИЕВОЙ