В Челябинске может появиться официальное кладбище домашних животных. Сразу несколько местных предпринимателей заинтересовались покупкой франшизы у екатеринбуржской компании, работающей на этом рынке уже больше полутора лет. Насколько прибыльны ритуальные услуги для животных, в чем главные проблемы этого бизнеса, и почему кладбище для кошек и собак до сих пор не появилось в нашем городе, читайте в материале Chel.ru.
В России работает всего два или три (согласно разным источникам) полностью легальных кладбища домашних животных: в Москве, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Похоже, уже через несколько лет их станет значительно больше – екатеринбургская компания «Сад памяти Memory Animals», работающая на этом рынке уже более полутора лет, анонсировала продажу франшизы в Тюмень и Челябинск.
Первые запросы южноуральских предпринимателей, решивших поставить погребение домашних питомцев на коммерческие рельсы, екатеринбуржцы получили еще осенью, говорит исполнительный директор компании «Сад памяти Memory Animals» Виктория Шинкарева. Сейчас разрабатывается подробная франчайзинговая модель.
«О себе мы говорим как о ритуальном агентстве для животных полного цикла. Мы не только хороним. У нас есть кремация, прощальный зал, ветеринарный кабинет, потому что часто приходится освидетельствовать животное перед захоронением. Или перед проведением эвтаназии», – рассказывает Шинкарева.
Несмотря на то, что кладбище домашних животных как бизнес довольно компактное (весь комплекс Memory Animals занимает около четырех гектаров) и не требует гигантских стартовых вложений, быстро его построить не получится, говорит Виктория Шинкарева.
Главная проблема – официальный землеотвод. Получить землю в городской черте под кладбище – очень медленный и трудоемкий процесс. Например, в Екатеринбурге на это ушло около пяти лет. Земля – это самая затратная часть проекта. Второе по дороговизне – крематор. Обойтись без него не получится, так как по закону кладбище домашних животных может существовать, осуществляя только так называемые праховые захоронения, иначе останки считаются «биологическими отходами», а правила их утилизации не разрешают хоронить, уточняет главный врач ОГБУ «Челябинская ветстанция» Иван Полосков.
Прах животных из крематора не портит экологию и безопасен настолько, что кремированных любимцев закон разрешает хоронить даже на даче или в палисаднике у коттеджа. Примерно две трети клиентов пользуются только услугами кремации и захоранивают питомцев у себя. Стоимость кремации в Memory Animals зависит от веса животного и составляет от одной до 6,5 тыс. рублей.
О франшизе екатеринбуржцы задумались после того, как к ним стали обращаться предприниматели из других городов. По условиям франшизы челябинцы получат подробное описание бизнеса, набор продукции для продажи, которого хватит на первые два-три месяца работы, страничку на уже раскрученном сайте головной компании и обучение персонала. «В течение первого года, помимо регулярного аудита через Skype, мы планируем приезжать раз в пару месяцев. – говорит Виктория Шинкарева. – Это необходимо, чтобы проанализировать возникающие сложности и оперативно решать проблемы». Важным ноу-хау для челябинских последователей станет pr-концепция продвижения бизнеса. Дело в том, что закон запрещает прямую рекламу ритуальных услуг, не оговаривая при этом различий между людьми и их питомцами.
Стоимость пакета франшизы в Memory Animals не раскрывают. Известно лишь, что плата делится на единовременный начальный взнос и регулярные роялти.
«Мы хотим привить культуру захоронения животных, а в маленьких городах пока трудно повернуть людей в сторону цивилизованного захоронения животных. Так что этот бизнес возможен только в крупных городах, где уже сформирована определенная ментальность, – говорит Виктория Шинкарева. – Там, где люди привязываются к своим любимцам и одновременно понимают необходимость соблюдения экологических правил». Объем рынка в Екатеринбурге, по оценкам г-жи Шинкаревой, составляет примерно 60-80 кремаций в месяц. Этот бизнес не приносит взрывного дохода, признает исполнительный директор Memory Animals, и окупается в среднем за три-пять лет. Его можно назвать семейным делом, для стабильной работы достаточно пяти-шести человек.
В каждом крупном городе есть муниципальные службы по регулированию численности безнадзорных собак и кошек. В Челябинске этим занимается одно из подразделений МУП «Горэкоцентр». Теоретически горожане могут привозить останки своих питомцев для утилизации туда, но на практике так никто не делает – либо хоронят где-нибудь в саду или на даче, либо просто оставляют в мусорном контейнере, говорит врач-ветеринар частной практики, пожелавший остаться неизвестным.
В Челябинске на первых порах желающих кремировать погибших питомцев будет меньше, чем в соседнем Екатеринбурге, считает Иван Полосков. «К сожалению, большинство людей не заморачиваются не только утилизацией останков животных, но даже лечением или вакцинированием. Уровень ответственности у людей довольно низкий», – констатирует главврач «Челябинской ветстанции».
Спрос на кремацию домашних животных в Челябинске есть, возражает директор ветеринарной клиники «Велес-Вет» Виктория Рыжкова. По ее словам, услугу кремации в нашем городе уже предоставляют три или четыре компании. В «Велес-Вет» эта услуга входит в прайс с момента открытия клиники в сентябре прошлого года. Кремация небольшого животного весом до десяти килограммов (например, кошки) обойдется здесь убитому горем владельцу в 1-1,5 тысячи рублей.
Однако идею кладбища домашних животных Виктория Рыжкова считает неудачной. «Во-первых, народ у нас не приучен к культуре – хоронят животных где угодно, несмотря на запреты, – объясняет директор «Велес-Вет». – Во-вторых, у человека есть свойство – забывать. К родителям-то на могилу забывают сходить, а тут кошечки-собачки. Максимум год урна с прахом в колумбарии простоит, а дальше про нее просто забудут».
В целом успех кладбища домашних животных как бизнеса будет зависеть от грамотного продвижения и общей цены, считают эксперты. «Все будет определять стоимость услуги. Если она будет доступна, многие люди захотят воспользоваться», – считает Иван Полосков. Кстати, довольно большое нелегальное кладбище домашних животных было напротив ЧелГУ, в сквере, где сейчас идет массовое строительство, вспоминает главврач «Челябинской ветстанции». Как только горожане узнают о легальной возможности похоронить своего любимца, желающих будет достаточно.
«Кладбище животных нужно городу, – говорит президент Фонда зоозащиты «Спаси меня» Карен Даллакян. – В Челябинске полно нелегальных кладбищ, можно сказать, что в каждом старом дворе есть такое. Хотя законом это строжайше запрещено».
При этом проблема захоронения животных касается не только домашних любимцев, но и беспризорных четвероногих. О том, как заканчивают свои дни бродячие собаки и кошки, смотрите на телеканале 74.ru.
Фото: Видео Сергея ГУЛЬБИНОВИЧА, монтаж Дмитрия СИВАША