В Челябинске приставы прекратили эксплуатацию семейного ресторана «Эль Греко», расположенного на первом этаже жилого дома. Причиной стало нарушение правил пожарной безопасности при перепланировке помещений. Помимо этого в суде рассматривается гражданский иск к ресторану жителей соседних квартир. Чем помешала работа заведения жителям по соседству, как бизнес намерен решить ситуацию и о других подобных случаях – в статье на Chel.ru.
Приставы в Челябинске прекратили эксплуатацию семейного ресторана «Эль Греко», расположенного на первом этаже жилого дома по улице Бейвеля, 6. Запрет на работу был наложен по решению суда в качестве обеспечительной меры по иску прокуратуры Курчатовского района о нарушениях при перепланировке помещений и пожарной безопасности, сообщила руководитель пресс-службы УФССП области Ольга Шебанова.
«На сегодня эксплуатация ресторана прекращена, исполнение требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель контролирует в ежедневном режиме, – прокомментировала Шебанова. – Возобновление эксплуатации грозит собственникам заведения санкциями административного или уголовного характера».
Как рассказала помощник прокурора района Ксения Ткаченко, прокуратура, выявив несанкционированную перепланировку и нарушения норм пожарной безопасности заведением, обратилась в суд с требованием об их устранении. Параллельно заявление в суд подали жители квартир, расположенных по соседству с рестораном. Они протестуют против работы заведения, у которого не предусмотрена соответствующая шумоизоляция. Не исключено, что эти два иска будут объединены в одно производство.
Слезное превышение децибелов
Как выяснил Chel.ru, семейная пара Константин и Юлия и их двое детей пяти и 10 лет (фамилию семья попросила не называть. – Прим. автора) плачут от ресторана-соседа уже более двух лет. «Началось все на стадии ремонта, когда на том месте к открытию готовился ресторан Ellada Gold – рабочие не соблюдали областной закон о тишине, по которому после 22 часов шуметь запрещено, – рассказал Константин. – Мы неоднократно жаловались в полицию, компании выписывали протоколы об административных нарушениях. Результата это, разумеется, не давало. В сентябре 2013 года ресторан открылся, и мы поняли, что ремонт был, как говорится, цветочками – ягодки в виде ежедневных танцев и плясок с цыганами и медведями, громкие крики и мат посетителей допоздна просто сводили с ума, не давая отдыхать всей семье. Тогда по нашей жалобе приезжали сотрудники Роспотребнадзора. Замерив уровень шума, они выписали штраф в 1000 рублей, заведение его заплатило – и все продолжилось».
У детей, по словам Константина, из-за недосыпания начались проблемы с психикой – это подтвердили множество врачей. Опасаясь за их здоровье в дальнейшем, родители собрали все необходимые справки и подали в суд иск о нарушении заведением норм СанПИНа и ухудшении в связи с этим жилищных условий семьи, приведшем к ухудшению здоровья.
«К тому времени ресторан уже сменил название на «Эль Греко», но проблемы с шумоизоляцией так и не решил, – продолжает Константин. – Нам не помог и второй замер шума, подтвердивший значительное превышение рестораном предельно допустимых норм по децибелам в разное время суток. И затем мы решили обратиться с жалобой в прокуратуру. После этого в конце декабря прошлого года и была организована совместная проверка прокуратуры, управления архитектуры города и Госпожнадзора». Как пояснил Константин, во время проверки выяснились множественные нарушения заведением правил пожарной безопасности. Прокуратура обратилась с иском о закрытии ресторана. В марте работа заведения была приостановлена.
Между тем 25 марта представитель ресторана обратился в суд с просьбой об отмене обеспечительной меры в виде приостановки деятельности в связи с тем, что владелец несет убытки. Ходатайство пока не рассмотрено. Получить комментарий представителей семейного ресторана «Эль Греко» на момент написания статьи Chel.ru не удалось.
«Да, мы в курсе этой просьбы, – продолжает Константин. – Представители ресторана пояснили, что убраны колонки, а потому проблемы повышенного шума теперь нет. Но как нелепо это звучит! Что мешает собственнику бизнеса вернуть колонки, чтобы «перестать нести убытки»?»
Жильцы вытесняют общепит
В Челябинске это далеко не первый случай противостояния бизнеса и жителей. Стоит вспомнить, к примеру, как в октябре 2012 года по решению суда Центрального района города на два месяца была приостановлена работа «Венской кофейни», которую известный бизнесмен Юрий Фишер (развивает по франшизе также сеть Subway) открыл четырьмя месяцами ранее по франшизе всемирно известной компании CoffeeShop Company. Причиной столь жестких мер стал неправильный монтаж вентиляционной системы из туалета заведения и установка кондиционера без согласования с жильцами и не предусмотренного проектом.
А в конце апреля 2013 года своего летника лишился известный челябинский ресторан «Сицилия», работающий с 1998 года. Таким образом было исполнено решение суда, согласно которому ресторан должен был освободить спорный земельный участок. Заведение принадлежит известному челябинскому бизнесмену Дмитрию Еремину. Стоит отметить, что причиной ликвидации летнего зала стали не только и не столько споры о земле. Этот конфликт обострился именно на фоне многочисленных жалоб жителей ближайших домов на громкую музыку в позднее время и шум посетителей «Сицилии», которые даже после закрытия ресторана оставались «продолжать банкет» на площадке рядом.
В конце прошлого года общественники обратились в органы прокуратуры по поводу летних ресторанов на Кировке. Речь идет, прежде всего, о Доме купца Холодова, где с советских времен располагается ресторан «Цыплята табака», а также о жилом доме советского периода (Цвиллинга – площадь Революции – Кирова), к которому владельцы пивного ресторана Fox and Gus пристроили капитальный летник. Тогда же получил предписание на снос и летник ресторана «Дзёдо» на площади Революции. А несколько лет назад сталкивалась с противостоянием соседей и кофейня «Пенка» на Алом Поле – там вопросы были связаны с вентиляцией.
Виноват бизнес или потребительский экстремизм
«Между бизнесом, жильцами домов и различными органами контроля, представляющими власть, сложная система взаимоотношений, – говорит директор сети пиццерий «Пиццамания» Алексей Носков. – На самом деле по сегодняшним законам очень несложно добиться какой-либо справедливости, потому как Роспотребнадзор теперь может выезжать на проверки, не уведомляя юрлицо – предприятие, которое они проверяют. И если во время проверки кем бы то ни было выявляется несоблюдение определенных норм и правил, это решается достаточно кардинально – приостановка деятельности до устранения».
Со стороны предприятия основных проблемы две, указывает эксперт. Во-первых, сейчас кафе, рестораны и так далее открываются уведомительным методом – бизнес просто ставит Роспотребнадзор в известность. С точки зрения норм и правил законодательства проверять заведение будут только через три года, конечно, при отсутствии жалоб. Но то, что теперь перед открытием не нужно ничего согласовывать, позволяет бизнесу построить все что угодно, ведь теоретически все нарушения могут всплыть только спустя три года.
«То есть открыть заведение общепита стало проще, но при этом можно создать отсроченную проблему, – поясняет Носков. – И если кафе или ресторан открывает не специалист или человек с малым опытом работы в сфере общепита, он может наступить сразу на все возможные грабли».
За нарушения в сфере общепита сейчас очень высокие штрафы, что очень болезненно отражается на бизнесе. К примеру, у Госпожнадзора отдельные пункты нарушений стоят от 200 тысяч рублей, указывают представители этого сегмента бизнеса. В Роспотребнадзоре уровень штрафов пониже, но тоже болезненный. Ошибки, подведомственные управлению архитектуры и градостроительства, стоят не столько штрафов, сколько времени. К тому же дорогого стоит каждый день терять на продажах, выручке и репутации.
Во-вторых, никто не отменял понятия «потребительского экстремизма». Суть этого явления очень проста: жильцы пытаются получить некоторые выгоды и преференции от открытия бизнеса по соседству и для этого начинают забрасывать администрацию, Роспотребнадзор или любую иную структуру письмами, жалобами и анонимками о том, как там все плохо.
«Такое, к сожалению, тоже случается, – продолжает Алексей Носков. – При этом бывают претензии, не относящиеся конкретно к этому бизнесу: любой шум, издаваемый кем-либо, может переноситься на то предприятие, на которое перенести легче всего из-за его публичности».
Хотя можно жаловаться сколько угодно: если все сделано четко по закону и нет никаких нарушений, то предприятия продолжают работать, уверяют респонденты.
«Всегда говорю тем, кто готов инвестировать в рестораны, кафе и так далее: нарушение всплывет обязательно – не бывает ни одного заведения общепита, которое бы обошли проверки. Поэтому важно ответить для себя на вопрос, что выгоднее: очень быстро открыться вначале и потом по полгода устранять недоделки, теряя репутацию, или же все сделать по правилам сразу?»
«Не знаю тонкостей конкретно этого случая, но очень часто жители – соседи заведений общепита – требуют невыполнимых задач: их раздражает само нахождение бизнеса рядом, даже если он им не мешает. Это называется потребительский экстремизм, – комментирует генеральный директор компании «Артур Андреев консалтинг» Артур Андреев. – Возникает он по двум причинам: люди просто хотят каким-либо образом заработать денег, либо просто человеку нечем заняться. Если же заведение действительно мешает жильцам, то обычно рестораторы стараются не доводить подобные вопросы до суда и устраняют проблему добровольно. Но даже соблюдая все правила и нормы весьма непростого и запутанного российского законодательства, защититься бывает все равно сложно: недовольные пишут в прокуратуру, губернатору, в правительство, президенту – всем, и нередко добиваются желаемого».