В Челябинске идет ревизия незаконных нестационарных объектов – киосков, ларьков, парковок и стоянок. В ближайшее время в городе заработает бюджетное учреждение, которое займется их демонтажом. Между тем бизнес-омбудсмен Александр Гончаров предложил мэрии вновь вернуться к амнистии незаконных нестационарных объектов, дав бизнесу шанс перейти в правовое поле. Как в городе появляются киоски, павильоны и стоянки без документов, чем чревата эксплуатация незаконных объектов и почему предприниматели с недоверием относятся к идее амнистии – в статье на Chel.ru.
Передышка на время кризиса
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров предложил администрации Челябинска вновь вернуться к амнистии незаконных нестационарных объектов. Речь идет о солидном количестве – на начало года в городе, по данным управления торговли, насчитывалось 3075 нестационарных объектов, из которых только 2113 имели необходимые согласования и разрешения на эксплуатацию. То есть почти треть различного рода площадок работает без документов.
Напомним, что в конце 2013 года власти уже предлагали узаконить свои объекты тем предпринимателям, кто в прошлом имел документы, но по каким-либо причинам не успел их переоформить. В 2014 году были продлены договоры аренды по 504 объектам, а с начала 2015 года – еще по 361. Также, по информации городского управления торговли, в настоящий момент выявлено 962 нестационарных объекта, установленных без разрешения.
«Считаю целесообразным хотя бы в течение 2015-го года не трогать малые формы торговли, хотя они и не вписываются в современную концепцию развития такого мегаполиса, как Челябинск, – заявил Александр Гончаров. – Дело в том, что, во-первых, при сегодняшней экономической ситуации киоски в какой-то мере являются конкурентами торговым сетям, которые устанавливают произвольные цены на продукты питания и товары, руководствуясь соображениями собственной выгоды. Во-вторых, предлагаю вспомнить недалекую историю, когда в середине 90-х годов прошлого века малая торговля помогла выжить достаточно большому количеству людей, потерявших работу на промышленных предприятиях. Сейчас возможно повторение этого исторического опыта, но, разумеется, не в таких масштабах». При этом бизнес-омбудсмен подчеркивает, что предлагает не трогать легальные нестационарные объекты, а если предприниматели не стремятся их узаконить, киоски и стоянки необходимо убирать.
Административные штрафы за несанкционированную установку нестационарных объектов составляют: для физических лиц от пяти до 20 тысяч рублей, для должностных лиц от 20 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 100 до 200 тысяч рублей.
Любопытно, что в настоящее время в связи с реформой органов местного самоуправления заниматься сносом незаконных временных некапитальных объектов... некому. Районные администрации этих полномочий лишены, а бюджетное учреждение, которое будет заниматься этими вопросами в областном центре, еще в процессе создания.
В то же время челябинцы с ходу могут назвать целый перечень адресов, где размещены сомнительные объекты – достаточно почитать комментарии в статьях на 74.ru:
«Когда снесут за домом 5-ая Электровозная, 3Б, парковку – воруют электричество и светят в окна?»
«С 2011 года бьемся о сносе парковки по адресу ул. Захаренко, между домами 5 и 5а. Стоит будка, которая внесена в список под снос уже давно».
«Снесите киоск возле хоккейной площадки! Комсомольский пр., 84а».
«Снесите незаконную парковку для автомобилей во дворе ул. Чайковского 54Б-54а».
«Уберите стоянку у «Пятерочки» ул. Островского, 64».
«Во всех дворах на Кашириных такие киоски убирали, затем снова ставили, толку – ноль».
«Университетская Набережная, 60. Новый дом, и уже воткнули ободранную будку».
«Кашириных, 99Б – будка годами стоит, ее то в один угол двора тащат, то в другой».
Ситуация с нестационарными объектами в Челябинске находится в ведении трех подразделений городской администрации – управления торговли, управления архитектуры и комитета по имуществу. При этом чиновники говорят о переходном периоде, когда действуют временные порядки с локальным сроком, готовятся новые документы. «Что касается незаконных объектов, то это очень непростая ситуация, многоуровневая, – говорит председатель комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Челябинска Сергей Чигинцев. – Я, конечно, не одобряю, но могу понять мотивы тех, кто, пытаясь компенсировать бремя арендных платежей, начинает искать различные варианты использования земельных участков или объектов. Но когда что-то происходит в неправовом поле, от этого страдают все».
Откуда берутся объекты без документов и почему городские власти не могут побороть незаконные киоски и парковки – в материале телеканала 74.ru.
Побегать по судам и приемным
Часть предпринимателей однако с сомнением относится к очередной амнистии, напоминая о былых попытках воспользоваться такой мерой. «В Челябинске огромное количество предпринимателей, которые подавали заявления на амнистию, заключали соглашения с КУИЗО, оплачивали огромные суммы за землепользование за семь-восемь лет, и с ними не были заключены договоры аренды земельных участков. Причина отказа – нецелесообразность размещения, – отмечала ранее председатель некоммерческого партнерства «Профсоюз» Ирина Плещева. – Есть случаи, когда даже на поданные в установленном законом порядке документы по амнистии не получен ответ».
В качестве примера тогда г-жа Плещева привела историю предпринимателя Олега Мазитова, которому отказывали в переводе помещения из жилого в нежилое. Совсем недавно этот вопрос был наконец решен – Мазитов добился разрешения. Правда, для этого ему пришлось обратиться в суд и к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Челябинской области.
Основанием для отказа в переводе помещения в нежилое послужило отсутствие организации мероприятий для доступа маломобильных групп населения (МГН) в проекте перепланировки и переустройства жилого помещения. Однако уведомление об отказе содержало лишь общие ссылки на нормативные акты и не указывало на конкретные нормы и требования, которые были нарушены при разработке проектной документации.
Для перевода жилого помещения в нежилое Олег Мазитов представил проект под «офис оказания юридических услуг». При этом в уведомлении об отказе значилось следующее: «Проект перепланировки и переустройства жилого помещения для размещения магазина непродовольственных товаров не предусматривает организацию мероприятий для доступа маломобильных групп населения». Вероятно, в уведомлении была допущена опечатка, которая могла ввести бизнесмена в заблуждение, что является недопустимым.
По правилам части 2 статьи 24 Жилищного кодекса (ЖК) РФ решение об отказе в переводе помещения в нежилое должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 данной статьи. Статьей 22 ЖК РФ предусмотрены условия перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое, в том числе, перевод помещения допускается с учетом соблюдения требований названного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1). Однако уведомление не содержало указания на конкретные нарушения в проектной документации, при этом не было учтено, что проект предусматривает мероприятия для доступа МГН (предусмотрено размещение кнопки вызова, окраска последних ступеней желтой краской).
Бизнес-омбудсмен пришел к выводу о нарушении прав и законных интересов предпринимателя Мазитова О. В. немотивированным уведомлением об отказе в переводе жилого помещения в нежилое. Позицию полномоченного подтверждает и вступившее в законную силу решение Калининского районного суда г. Челябинска от 1 октября 2014 г. по делу №2-4792/2014, согласно которому отказ администрации г. Челябинска в согласовании перевода жилого помещения в нежилое признан незаконным.
В итоге заявление Олега Мазитова повторно рассмотрели на заседании комиссии администрации г. Челябинска по переводу из жилых помещений в нежилые и из нежилых помещений в жилые, принято решение о выдаче предпринимателю уведомления о переводе жилого помещения в нежилое.
«Проблема переводов жилых помещений в нежилые стоит достаточно остро не только в Челябинске, но и в других муниципалитетах области. Волокита со стороны муниципальных властей в таких случаях происходит очень часто, несмотря на то, что процедура переводов ясно прописана в регламентах. Я считаю, что это один из классических административных барьеров, которые общими усилиями мы будем преодолевать, добиваясь от должностных лиц четкого исполнения регламентов», – резюмировал Александр Гончаров.
Фото: Видео Сергея Гульбиновича, монтаж Евгения Синицына