Федеральная антимонопольная служба хочет обязать фармацевтов в аптеках предлагать в первую очередь дешевый препарат, а если покупатель спрашивает конкретное средство, говорить ему о существовании аналогов с более низкой ценой. Однако врачи категорически против такого нововведения, поскольку замена препаратов может навредить больному и в дальнейшем приведет в еще большим тратам.
Антимонопольщики констатируют печальный факт: цены на аналогичные препараты, но выпускаемые под разными коммерческими названиями, могут отличаться в 59 раз. Зачастую производители несут схожие издержки в себестоимости продукции, а все остальное – не более чем накрутка. В связи с этим в ведомстве предложили «как можно быстрее наладить информирование населения о взаимозаменяемых лекарственных препаратах» посредством сети Интернет и различных мероприятий. Кроме того, они предлагают обязать аптеки предлагать покупателям более дешевые препараты. Если покупатель спрашивает что-то конкретное, то нужно сообщить ему «о наличии аналогов приобретаемых лекарственных препаратов и их ценах». Таким образом предполагается стимулировать других производителей снижать цены. Соответствующее предложение было направлено в Минздрав.
Официального ответа от Минзрава пока не последовало, но фармакологи предупреждают, что инициатива неправильная и может навредить здоровью граждан. «Надо понимать, что здесь важна не только ценовая политика. Например, один препарат нельзя принимать при патологии печени, другой – при патологии почек. Доктор, зная эти моменты, выписывает подходящее лекарство, а фармацевт не должен менять шило на мыло, – говорит врач – клинический фармаколог Челябинской областной клинической больницы №3 Ольга Прибыткова. – Прежде чем препарат выйдет на рынок, он проходит все круги ада, для того, чтобы доказать, что он безопасен и эффективен в разных ситуациях. А когда выпускают дженерики, многие исследования не проводятся и непонятно, как это будет работать». Специалист разводит руками: часто уровень медицинской грамотности населения оставляет желать лучшего, а у врачей не всегда есть время, чтобы рассказать человеку, почему назначается именно этот препарат.
Согласно социсследованию Финансового университета при правительстве РФ, интерес челябинцев к дешевым лекарствам за прошедший год вырос в 3,3 раза. В целом по стране этот показатель вырос в 3,5 раза.
Как показывает практика, большинство людей делятся на две категории: одни, насмотревшись рекламы, считают, что цена таблеток определяет качество, другие, наоборот, считают, что разницы нет, поэтому лучше купить подешевле. «Есть покупатели, которые предпочитают приобретать только оригинальные препараты, потому что они пользуются репутацией более эффективных и надежных. Другие приходят с упаковкой и просят дать именно такой препарат, и никакой другой. А кто-то предпочитает самостоятельно посмотреть список синонимов в Интернете и выбирают препарат в зависимости от его цены и свойств», – отмечает заведующая аптекой «Классика» №278 Елена Братцева.
Представители аптек подчеркивают, что покупатель вправе попросить озвучить ему весь спектр аналогов, но в том, чтобы предлагать это всем, смысла не видят. «В основном человек спрашивает конкретный препарат, если он выписан по рецепту, и сразу же предлагать ему замену не нужно, – говорит первый заместитель генерального директора ОГУП «Областной аптечный склад» Валерий Яковенко. – Бывают и спорные моменты, когда человек говорит, что определенный препарат перестал помогать, и просит чем-то заменить. Выяснять, почему это случилось и назначать новое лекарство должен врач. Хотя по просьбе покупателя фармацевт может перечислить перечень препаратов».
Общественники, которые мониторят цены на лекарственные препараты в челябинских аптеках, отмечают, что, например, самые дешевые капли от насморка могут стоить 18 рублей, а самые дорогие – более 200 рублей. Однако пытаться повлиять на производителей через граждан и их здоровье, по их мнению, категорически неправильно. Цены надо снижать другим способом. Например, сегодня от челябинцев поступает множество жалоб на то, что многие лекарства стали выпускать в новой упаковке по более высокой цене. «Раньше активированный уголь и «Цитрамон» были упакованы в бумажную ленту. Ее заменили на блистер, который вкладывается в коробку, увеличив цену в 4-6 раз. Получается, что пациент платит не за лекарство, а за упаковку, – подчеркивает руководитель проекта «Народный контроль» Вадим Воробей. – Я считаю, что если мы идем по пути импортозамещения, нужно использовать отечественную недорогую упаковку».
Врачи категорически не советуют заниматься самодеятельностью и просить фармацевта заменить лекарство, выписанное врачом, на дешевый аналог, а уж тем более просить дать «что-нибудь, чтобы помогло». «В больницу скорой помощи часто привозят пациентов, которые вовремя не обратились к врачу, а кто-то посоветовал им препарат, который «смазал» картину. В результате человек находится в тяжелом состоянии и попадает на операционный стол», – добавила Ольга Прибыткина.
Таким образом, экономия на лекарстве может обернуться еще большими тратами на устранение последствий. Поэтому, если пациенту кажется, что врач выписал слишком дорогой препарат, лучше не постесняться и спросить, можно ли его заменить дешевым аналогом.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com