Челябинские автомобилисты сталкиваются с новыми сложностями при покупке каско. Мало того, что после резкого роста стоимости запчастей полис существенно прибавил в цене, некоторые страховщики и вовсе решили отказаться от обслуживания клиентов. А те, кто еще продолжает страховать по каско, вполне могут поднять тарифы на фоне массовых автоподжогов в Челябинске.
Страховые брокеры отмечают: если раньше страховщики боролись за каждого клиента, стараясь предложить самые выгодные условия по каско, то теперь купить полис можно только в нескольких фирмах. «Из 14 компаний, работающих в Челябинске, есть только три страховщика, услуги которых мы можем предложить своим клиентам. У остальных крайне высокие цены, – рассказал директор Агентства страховых услуг Ярослав Королев. – Большие тарифы выставляют даже те, кто был лидером по демпингу цен на рынке, например, «Межотраслевой страховой центр», а «ВТБ Страхование» сейчас вообще не страхует по каско. Некоторые, например, «Северная казна» додемпинговались и остались без лицензии».
В качестве причин такого поведения эксперт называет высокую убыточность и рост стоимости запчастей. Год назад похожая история началась на рынке ОСАГО. До каско докатилось и навязывание допуслуг. «Один из моих клиентов покупал автомобиль по Trade-in. При оформлении кредита на 300 тысяч рублей еще треть стоимости он потратил на страхование. Ему посчитали каско на три года вперед за 78 тысяч рублей, продленную сервисную гарантию на 12,5 тысячи рублей и страхование жизни на 23 тысячи рублей, – рассказал источник на страховом рынке. – Причем я знаю, что 90% от стоимости страховки по жизни автосалон забрал себе».
Вместе с тем на теневом рынке уже появились липовые полисы каско «для банков».
Ухудшить ситуацию с каско могут и участившиеся в последнее время автоподжоги. Правоохранительные органы фиксируют массовые поджоги автомобилей, припаркованных на неохраняемых стоянках. Как сообщает сайт Chelyabinsk.ru со ссылкой на данные городской прокуратуры, с начала года было уничтожено и повреждено 55 машин. Среди них есть и дорогие марки, например, Land Rover, Cadillac, Lexus RX 350, BMW. Общий ущерб оценивается десятками миллионов рублей. Долю этих убытков придется покрывать страховщикам, и, если эпидемия поджогов не остановится, тариф может оказаться убыточным, а значит, старховщики поднимут цены. Такого мнения придерживаются некоторые автомобилисты.
Эксперты не разделяют пессимизма и подчеркивают, что риск поджога, заложенный в стоимость полиса, составляет всего 3-4%. Автоюрист Юрий Панченко считает, что страховщики вряд ли пойдут на повышение тарифа. А вот для самих автомобилистов риск обнаружить пепелище вместо железного коня, скорее всего, станет поводом задуматься о страховке. «Все зависит от договора. Под названием «каско» скрывается множество услуг, и если автовладелец не застраховался от поджога, страховая платить не будет», – говорит Юрий Панченко. По его мнению в сложившейся ситуации виноваты и сами автомобилисты, оставляющие свои машины на бесплатных неохраняемых парковках. «Хочется спросить: деньги на авто нашли, а на гараж нет? Видимо если есть каско, то думают, что страховая заплатит», – добавил он.
Сами страховщики не подтверждают информацию о накручивании допуслуг. Что касается повышения тарифов, то пока и об этом речи не идет. «Массовые поджоги автомобилей происходят регулярно. Этот риск математически просчитан и учтен в цене полиса, поэтому вряд ли подобная ситуация может отразиться на тарифе по каско, – говорит начальник регионального центра урегулирования убытков филиала компании «Росгосстрах» в Челябинской области Дмитрий Карачков. – На данный момент в нашем центре урегулирования убытков находится на рассмотрении три дела о поджоге. Все автомобили представительского класса. Всего в 2015 году в Челябинском филиале ООО «Росгосстрах» было зафиксировано 2 тотальных пожара ТС. Размер выплат по данным страховым случаям составил более 3 млн рублей».
«Обращений в нашу компанию по случаям, связанным с поджогами авто, в текущем месяце не зафиксировано. Не планируется и повышения стоимости полисов», – рассказал директор по урегулированию убытков ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» Алексей Любавин.
По данным Росстата, из-за роста стоимости запчастей и комплектующих с начала года каско подорожало на 21%. В тройку самых дорогих авто вошли Mazda, Mitsubishi и Toyota. По ним стоимость полиса может составить четверть стоимости автомобиля и оказаться более 100 тысяч рублей.
«В первом квартале тарифы «стабилизировались» и не менялись. Была небольшая коррекция в январе. Нужно понимать, что изменение тарифа напрямую связано с изменением стоимости запчастей и стоимости ремонта для каждой конкретной марки и каждого конкретного региона, – говорит руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование» Илья Григорьев. – Мы понимаем, что стоимость каско стала относительно высокой для автомобилистов. Клиенты, в первую очередь безубыточные и малоаварийные, хотят отказаться от различных дополнительных опций, расширенного покрытия для оптимизации стоимости, хотят пролонгироваться со скидкой».
Тем не менее сэкономить на каско можно. Существенную экономию дает безаварийная езда. В таком случае стоимость полиса при продлении изменится незначительно. Также можно купить полис с франшизой и поставить противоугонные системы. Еще один способ экономить: телематика или «умное страхование», основанное на принципе «плати, как ездишь». Устройство позволяет рассчитать стиль вождения, исходя из таких параметров, как время поездки, опасные маневры, превышение скорости, пробег.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com