«Уралвагонзавод» планирует вывести ЧТЗ на безубыточный уровень уже с 2016 года. Для этого разработан комплекс мер, который позволит предприятию преодолеть кризис, а в дальнейшем нарастить объемы производства. Какую помощь получит тракторный завод, стоит ли ему ждать госгарантий и почему ЧТЗ подал иск на Альфа-банк, читайте в материале делового сайта Chel.ru.
«Уралвагонзавод» взялся за ЧТЗ
Корпорация «Уралвагонзавод» планирует со следующего года вывести свое дочернее предприятие – Челябинский тракторный завод на безубыточный уровень. Об этом сообщил гендиректор УВЗ Олег Сиенко, пишут РИА «Новости». По его словам, в настоящее время осуществляется целый комплекс мер по преодолению финансовых проблем на ЧТЗ, который, в том числе, предусматривает сокращение объемов производства, перевод мощностей предприятия на меньшие площади, реализацию проектов по выпуску новой техники, а также продолжение модернизации.
«После того, как мы сделаем весь комплекс мероприятий, предприятие, по нашим расчетам, должно выйти сначала на уровень безубыточности со следующего года, потом уже есть определенные планы по наращиванию объемов производства в сторону увеличения. Все расчеты показывают, что предприятие будет работать устойчиво», – сказал Сиенко.
Напомним, в феврале Сhel.ru сообщал о подготовке площадей в прессово-сварочном отделении, где предполагается сконцентрировать все производство дорожно-строительной техники: от механической обработки основных узлов машин до стапельной сборки конечного продукта (главного конвейера). Новое производство будет размещено на 100 тыс. кв. м (сегодня в данной технологии задействовано 400 тыс. кв. м).
Кроме того, руководитель «Уралвагонзавода» отметил, что долг ЧТЗ должен быть перекредитован после получения госгарантий. «Это позволит пополнить оборотные средства, начнутся нормальные плановые поставки. Тем более мы наработали не только российский рынок, но и зарубежные. Сейчас есть большой потенциал, единственный сдерживающий фактор – время», – сказал он.
В феврале «Уралвагонзавод» попросил для ЧТЗ госгарантии на сумму 15 миллиардов рублей. Большая часть из них – 11,5 миллиардов рублей – нужна на реализацию федеральной целевой программы по оборонной промышленности, еще 3,5 миллиарда рублей – на оптимизацию предприятия.
По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, учитывая, что государство в прошлом году объявило о том, что оно будет всячески поддерживать промышленность страны, шансы получить гарантии есть, но для этого и УВЗ, и ЧТЗ должны обосновать необходимость их получения, защитить свою позицию по антикризисному плану, обозначить параметры помощи, формы и способы расчёта с государством, в случае изменения ситуации. «Это весьма трудоемкая работа и, возможно, что она еще не завершена, лишь после согласования всех деталей возможно выделение государственных гарантий. Но, повторю, шансы на это есть и весьма неплохие», – говорит московский аналитик.
Глава УВЗ напомнил, что в рамках развития ЧТЗ предполагалось создание совместных предприятий с Caterpillar и Bombardier, а выпуск продукции был намечен на текущий год, однако из-за сложной ситуации эти проекты так и не были реализованы. «В любом случае ЧТЗ мы бросать не будем, потому что это основные двигатели для нашей военной продукции, – отметил Сиенко. – Там разработаны новые двигатели, поставлены на производство. В настоящее время при таком курсе, который существует, у них большой внутренний потенциал поставок».
Как отметил Дмитрий Баранов, меры, которые предпринимает и собирается предпринять УВЗ для исправления ситуации в Челябинске, традиционны, однако именно они могут вывести завод из застойной ситуации. «Примерно также поступали и поступают на других промышленных предприятиях. В случае, если положение ЧТЗ не усугубится, то данный комплекс мероприятий действительно может улучшить положение завода, помочь ему сохранить производственный потенциал, укрепить финансовое состояние. Нужно лишь иметь в виду, что быстро это не произойдёт, и потребуется время, чтобы завод вновь стал успешным», – говорит эксперт.
«То, что Уралвагонзавод хочет вывести ЧТЗ на безубыточность, нужно только приветствовать, – прокомментировал ситуацию директор компании «ПрофКапиталСервис» Сергей Колобов. – Когда ЧТЗ попал под контроль Уралвагонзавода, появились надежды, что завод наконец «задышит», и ситуация наладится».
Однако несмотря на то, что ЧТЗ находится «под крылом» «Уралвагонзавода» не первый год, социальная напряженность в коллективе ЧТЗ не так давно достигла своего предела. В марте работники завода хотели выйти на пикет в связи с длительными задержками заработной платы. А в середине мая, как сообщал ранее Chel.ru, на ЧТЗ прекратили поставлять газ. ООО «Новатэк-Челябинск» прекратило поставки из-за долга предприятия размером почти 172 миллиона рублей. Кроме того, появлялись сообщения, что на сегодня на заводе остановлено 60% производства.
Суд отменил арест денежных средств ЧТЗ
Тем временем ЧТЗ и Альфа-Банк активно обмениваются судебными исками. Арбитражный суд Свердловской области 27 мая принял к производству иск «ЧТЗ-Уралтрак» к Альфа-банку. Первое заседание назначено на 9 июля.
«ЧТЗ-Уралтрак» требует в иске соблюдения условий договора, по которому кредит предоставляется до 2017 года, сообщили ТАСС в пресс-службе компании. Ранее «ЧТЗ-Уралтрак» погасил основной долг перед Альфа-банком в 338 млн рублей, но банк потребовал к досрочному погашению всю сумму, а именно шесть млрд рублей и 39,7 млн долларов.
Чуть раньше, в апреле–мае 2015 года, Альфа-банк подавал к УВЗ и «ЧТЗ-Уралтрак» два иска – на шесть млрд рублей плюс 39,7 млн долларов, а также на 523,5 млн рублей. 12 мая по ходатайству Альфа-банка суд принял обеспечительные меры в рамках второго иска к «Уралвагонзаводу» о взыскании задолженности по кредиту. Позднее суд отменил арест денежных средств, принадлежащих УВЗ и «ЧТЗ-Уралтрак». Иски Альфа-банка были связаны с просрочкой по кредитам, которые допустило «ЧТЗ-Уралтрак» из-за тяжелой ситуации на предприятии, УВЗ выступал в качестве поручителя.
«Доказать незаконность наложения обеспечительных мер стало возможно, во-первых, после предоставленных в суде доказательств того, что Балтийский банк, чьи гарантии предъявил Альфа-банк, является приватизированной организацией – Альфа-банку принадлежит 89% акций», – сообщил в СМИ заместитель гендиректора корпорации Алексей Жарич.
По его словам, специалисты корпорации по правовым вопросам смогли документально подтвердить, что «Уралвагонзавод» – стабильный и надежный участник оборонно- промышленного комплекса страны и транспортного рынка.
УВЗ – российская корпорация, занимающаяся разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных вагонов. В состав корпорации входит более 40 промышленных предприятий, НИИ, конструкторских бюро. Головное предприятие – «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле. 100% акций корпорации принадлежит государству. Предприятие выпускает среди прочей военной техники, в частности, танки Т-90 и Т-72, а также боевые машины огневой поддержки.
Алексей Жарич также отметил, что предприятия научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» планируют выйти из всех банковских инструментов Альфа-банка и закрыть счета.
«ОАО «Омсктрансмаш» досрочно погасил кредит в размере 205 млн руб. и готовит дополнительное соглашение о досрочном расторжении кредитной линии Альфа-Банка, которая была открыта до 25 июня 2017 года и закрытии счетов. Другие предприятия корпорации так же планируют выйти из всех банковских инструментов Альфа-Банка и закрыть счета», – сказал он.
Директор компании «ПрофКапиталСервис» Сергей Колобов отметил, что о тонкостях взаимоотношений завода с Альфа-Банком сложно что-то говорить, не видя всех документов, однако судебные иски были легко прогнозируемы. «Альфа-Банк является достаточно строгим кредитором, поэтому в подобных исках нет ничего удивительного», – говорит эксперт.
Тем не менее, если стороны смогут пойти на взаимные уступки и компромиссы, то разрешение данного конфликта во внесудебном порядке вполне возможно, отмечают финансовые аналитики.
«Никаких других целей, кроме как обеспечить выполнение договора другой стороной, эти иски не преследуют. В данном случае каждая из компаний трактует некоторые положения договора в свою пользу, и суд должен разрешить спор между ними только потому, что они не могут договориться между собой без посредников», – говорит Дмитрий Баранов.
Фото: Фото Татьяны Тихоновой