В Челябинской области растет число работников, попадающих под сокращение: эта цифра перевалила за восемь тысяч. Еще 20 с лишним тысяч человек готовятся к переходу на неполный рабочий день. На некоторых предприятиях ситуация накалилась до предела. Накануне работники ЧТЗ-Уралтрак вышли на пикет с требованием выплатить долги по зарплате и сместить руководство.
Недовольные вышли на улицу
На пикет к заводоуправлению ЧТЗ-Уралтрак вышло около сотни рабочих. Как пояснили в заводском профсоюзе, число участников могло быть и больше, но разрешение получили только на это количество. Все транспаранты самодельные – нарисованные руками заводских рабочих. На одном из плакатов надпись: «ЧТЗ гордится «Арматой», а кто гордится ЧТЗ?». Рабочие с гордостью говорят, что внесли лепту в создание новой боевой машины, презентованной на Параде Победы 9 мая. «Мы выпускаем двигатели для «Арматы» и других танков. Пока такие делаются только у нас», – отмечает разнорабочая ЧТЗ-Уралтрак Фаина. Только вот условия, в которых трудятся эти люди, больше напоминают военные: на заводе нет воды, и рабочие не могут помыться в конце смены, еду приходится брать с собой – столовые закрыты, молоко «за вредность» тоже не выдается, как и новая спецодежда. В процессе общения начинает казаться, что рабочие трудятся не иначе, как за идею – денег они не видели уже три месяца.
В числе основных требований заводчан – выплатить зарплату и отправить в отставку нынешнее руководство. На госгарантии, утвержденные в мае, заводчане уже не надеются. «Надо разработать финансовый модуль, чтобы банки дали деньги. Но у нас нет специалистов, которые могли бы разработать программу и убедить кредитные организации. Все, что сделано – на уровне троечной работы студента», – говорит председатель профкома ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Олег Косых. Как пояснили в заводском профсоюзе, сейчас все делается для того, чтобы работники увольнялись по собственному желанию. В сложившейся ситуации они в открытую винят «Уралвагонзавод», в состав которого вошел ЧТЗ.
Никто из руководства предприятия к рабочим так и не вышел. После было разослано официальное сообщение от пресс-службы, где признается, что завод находится в упадке. Также сообщается, что уже есть предварительные договоренности с Внешэкономбанком, и необходимые средства будут получены через пять-семь недель.
Тем временем, согласно данным Управления занятости по Челябинской области, 4984 сотрудника ЧТЗ-Уралтрак попадут под сокращение уже в ближайшие месяцы. Еще 4080 человек вынужденно перейдут на неполный рабочий день. Как сообщают сами работники, многие уже не первый месяц работают по два дня в неделю. «Сначала мы подписывались на четыре дня. Потом позвонили и сказали, что работаем по два дня. В мае я отработал всего две смены, – рассказал после пикета один из работников.
По мнению заводчан, все делается для того, чтобы люди уходили сами, не дожидаясь сокращений. Большинство молодых уже ушли на другие предприятия, остались лишь пенсионеры и те, кому нужно доработать «горячий стаж».
Кто следующий?
Как рассказали в Федерации профсоюзов Челябинской области, в ближайшее время тяжелые времена настанут для работников обрабатывающих отраслей промышленности, которые ориентируются на внутренний рынок потребления. Это автомобильное и сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение, станкостроение, производство горно-шахтного оборудования. Заведующий отделом социально-трудовых отношений Федерации профсоюзов Челябинской области Вячеслав Колесник пояснил, что такие предприятия с продолжительным циклом производства и невысокой рентабельностью очень уязвимы по отношению к рыночным колебаниям и инфляционным процессам.
«Массовые увольнения запланированы в девяти организациях. Там до сентября текущего года намечено уволить 5961 работника. Это такие предприятия, как ООО «ЧТЗ – Уралтрак», ОАО «ЗМЗ», ОАО «Автомобильный завод «УРАЛ», Челябинский филиал ОАО «Ростелеком», МУП Карталинского городского поселения «Городское коммунальное хозяйство» и другие», – уточнил Вячеслав Колесник. По его мнению, в названных кризисных отраслях не исключены пикеты сотрудников.
По последним данным Управления занятости по Челябинской области, к сокращению штата готовятся 235 предприятий региона. К началу осени на улице рискуют отказаться 8113 человек. Еще 20 182 работника 121 предприятий перейдут на неполный рабочий день.
«Когда возникает дефицит ресурсов, компании вынуждены прибегать к таким крайним мерам.
Будут ли забастовки или пикеты, зависит от терпения персонала и продолжительности кризисной ситуации. Хуже всего – отсутствие информации, из-за чего рождаются слухи. Людей должны информировать, чтобы они могли принять решение: работать дальше или искать другие способы заработка, – говорит директор рекрутингового агентства «Бизнес и кадры» Людмила Соколова. – В любой сложной ситуации всегда есть ответственность владельцев».
Требования работников ЧТЗ – в материале телеканала 74.ru.
Фото: Фото Ирины Абрамовой, видео Павла Васильева, монтаж Дмитрия Сиваш