Челябинцы могут не торопиться расставаться с кредитными долгами. Незадолго до вступления в силу в закона «О банкротстве физлиц» его отсрочили на три месяца. Причиной переноса стала неготовность арбитражных судов, которым поручили делопроизводство. Тем временем безнадежным должникам накрутят новые пени и еще не раз позвонят коллекторы.
Как писал ранее ChelFin.ru, новый закон призван помочь гражданам, увязшим в кредитных долгах. Он предлагает два варианта решения долговой проблемы. Первый – реструктуризация кредита, подразумевающая выплату долга за счет имеющихся ресурсов в течение трех лет. В течение этого времени перестают начисляться проценты, пени и штрафы. Если долг многократно превышает все финансовые возможности, человек может написать заявление на банкротство. В этом случае предполагается реализация имущества, в том числе единственного жилья, купленного в кредит. И даже если вырученных средств окажется недостаточно для полного погашения долга, он считается аннулированным.
Вопрос о том, кто будет рассматривать дела банкротов-физлиц, до последнего времени оставался открытым. В результате эта обязанность перешла от судов общей юрисдикции к арбитражным, которые имеют опыт рассмотрения дел о банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако при таком раскладе есть и существенный минус – суды расположены в областных центрах. Следовательно, первое время они будут буквально завалены заявлениями должников, многим из которых придется добираться за сотни километров. Вместе с тем, юристы отмечают, что эта проблема не так страшна, как кажется. «У арбитражных судов все организовано в электронном виде. У большинства должников есть Интернет, в крайнем случае, они могут отсканировать и отправить документы в почтовом отделении. Эту работу может проделать за них арбитражный управляющий», – говорит зампредседателя региональной организации «Финпотребсоюз» Вячеслав Курилин. Что касается загруженности судов, эксперт предполагает, что после вступления в силу нового закона выделят дополнительные штатные единицы.
Перенесение сроков вступления закона стало неприятной новостью для нескольких десятков южноуральцев, которые уже были «на низком старте», спеша подать заявление в числе первых. Теперь им придется продолжить общение с банками и коллекторами. «Долги и пени нарастают, как снежный ком. Я должна банкам 11 млн рублей. За эти три месяца набежит еще около полумиллиона», – рассказала челябинка Дарья Расторгуева. Также собеседница волнуется, что в закон могут принять новые поправки. «Я согласна принять ограничения, которые приписаны в сегодняшней редакции закона: не буду брать кредиты и не претендую на руководящую должность. Но опасаюсь, что могут быть нововведения, касающиеся моих детей, что мое банкротство отразится и на них», – добавила она.
Юристы считают, что ждать можно чего угодно: не только введения кабальных ограничений, но и очередной отсрочки принятия закона. Поэтому не стоит ждать у моря погоды.
«Всем сейчас плохо и не хватает денег. Нужно общаться с банком. Просить реструктуризацию. Статья 404 Гражданского кодекса может уменьшить размер ответственности должника, если кредитор затягивает процесс, – говорит руководитель Антикризисного центра правовой защиты Юрий Никитин. – Если же долг настолько безнадежен, что процедура банкротства неминуема, стоит задуматься о спасении имущества, попробовав вывести его законными способами».
Еще одна поправка к закону – процедурой банкротства можно воспользоваться, минуя реструктуризацию. «Для 99% должников реструктуризация бессмысленна, поскольку у них просто нет денег», – добавил Вячеслав Курилин. Для должников такое нововведение однозначно является большим плюсом, но это пришлось не по нраву банкам. «Сценарий объявить себя банкротом, минуя реструктуризацию, однозначно дискриминационный и несущий в себе существенные риски для разного рода злоупотреблений. Как нам кажется, законодатели хорошо это понимают, и поэтому такой возможности не будет. Пока закон не вступил в силу, банковскому сообществу удастся разработать наиболее оптимальный механизм взаимодействия с клиентами, которые захотят использовать механизм банкротства», – считает заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин.
По данным Национальной службы взыскания, Челябинская область занимает второе место в УрФО по кредитным долгам. Общая сумма просроченной задолженности к началу лета составила около 24 млрд рублей, что выше на 48% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Фото: Фото Alexander Kalina с сайта Shutterstock.com