В Челябинске построят первый выставочно-конгрессный комплекс «Челябинск-Экспо», необходимость строительства которого в городе обсуждают уже не первый год. В здание общей площадью 7000 квадратных метров планируется инвестировать более 400 млн рублей. Где разместится центр, кто готов инвестировать такую сумму, каковы сроки окупаемости и что думают эксперты о проекте – подробности на Chel.ru.
Выставочно-конгрессный комплекс «Челябинск-Экспо» в столице Южного Урала планируется построить к 2018 году на северо-западе города вблизи микрорайона «Тополиная аллея». Сейчас идет процесс оформления земельного участка в аренду и проектные работы. Об этом корреспонденту Chel.ru сообщила директор и собственница ООО «Первое выставочное объединение» (ПВО) Светлана Мещерякова.
«Инициатором, инвестором и застройщиком проекта выступит специально созданное под этот проект ООО «Региональный выставочный центр «Челябинск-Экспо», одним из учредителей которого являются учредители сургутской компании «Акватрейд», – пояснила Светлана Мещерякова. – То есть инвестиции в проект – 417 миллионов рублей – придут из-за пределов области. На текущий момент объект находится на стадии проектирования и оформления земельного участка. Строительство может начаться в конце 2016 года, а эксплуатация – в 2018 году».
Общая площадь комплекса, по словам госпожи Мещеряковой, составит 7000 кв. м. Из них 5000 кв. м – это площадь выставочного зала, на 2000 кв. м разместится конгрессная часть, которая включит в себя конференц-холл на 500 посадочных мест, несколько конференц-залов, небольшую офисную часть для выставочных операторов, рекламных агентств, мини-типографию.
«Планируемый срок окупаемости – около 20 лет, он, разумеется, будет зависеть от экономики и множества иных факторов, – продолжает Светлана Мещерякова. – К примеру, инвестора я нашла уже три года назад, но конкретика по реализации проекта началась только сейчас. Мы только год искали земельный участок. Понимая при этом, что при таком долгом сроке окупаемости участвовать в торгах наряду с застройщиками просто нереально. Сейчас на совете по улучшению инвестклимата при губернаторе Челябинской области Борисе Дубровском нам выделили необходимый участок в аренду без торгов».
В планах инициатора проекта сразу, как только начнется строительство, начать переговоры о сотрудничестве с международными компаниями. «Мы понимаем, что «Первое выставочное объединение» в одиночку не вытянет такую площадку, – поясняет Мещерякова. – То есть будем заводить в город конкурентов. Приход компаний с международным опытом придаст новый толчок развитию конгрессно-выставочной деятельности города. В первые года три работы комплекса его заполняемость планируется на уровне 50%, далее этот показатель будет доведен до 100%».
Напомним, в конце 2005 года в Челябинске уже открывался специализированный региональный выставочный комплекс общей площадью 5000 кв. м, но он появился в здании бывшего промышленного цеха. Спустя несколько лет он прекратил работу как выставочный центр. Сейчас здание сдано в аренду.
Важность проекта для города отметил глава администрации Челябинска Евгений Тефтелев на заседании совета по инвестиционному климату, указав, что на текущий момент предприниматели и региональные власти вынуждены арендовать под проекты спортивные комплексы и гостиницы.
Челябинск – единственный в России город-миллионник, в котором нет специализированной выставочной площадки.
«Проект регионального выставочно-конгрессного комплекса отвечает критериям социально-культурного и коммунально-бытового назначения, при наличии которых осуществляется предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов по распоряжению губернатора», – отметил глава администрации города Челябинска Евгений Тефтелев.
Необходимость строительства конгрессно-выставочного комплекса отмечают и эксперты Chel.ru.
«Нам этот проект поможет в развитии, – считает руководитель «Регионального центра субконтрактации» Станислав Твердохлеб. – Мы создаем постоянно действующую площадку не столько под выставки, сколько как место для общения, контактов, кооперации, обучения, профориентации. Соответственно, более глобальные и специфические мероприятия должны проходить на специальных площадках, поэтому очень рад, что в городе будет реализован этот выставочный проект».
Что касается места, то тут инвестору не приходится выбирать: это та земля, которую город готов предоставить под данный проект, предполагает руководитель «Регионального центра субконтрактации». «Понятно, что чем ближе к центру города находился бы ВЦ, тем он был бы более рентабелен и интересен для его организаторов», – говорит Станислав Твердохлеб.
«Выставочный центр области определенно нужен, – соглашается начальник отдела конгрессно-выставочной деятельности «Центра Международной Торговли Челябинск» Яна Строева. – Четыре форумных мероприятия в год мы проводим на собственной площадке – в конгрессно-выставочном холле, в деловом центре города. С точки зрения организации деловых мероприятий нам хватает собственных ресурсов. Но для мероприятий иной направленности требуются другие, более масштабные площадки».
Важно тщательно продумать инфраструктуру проекта, дополнив его офисной и, может быть, гостиничной частью – это поможет инвестору быстрее окупить свои вложения, чем при работе узко специализированного выставочного проекта, считает Твердохлеб. «Срок окупаемости, вероятнее всего, превысит 15 лет – это не чистой воды бизнес-проект, в котором будут все в очередь вставать для проведения выставки, – продолжает респондент. – Тем более, что доверие к челябинским выставкам пока не очень большое. Они всегда проходят на разных площадках, что накладывает негативный отпечаток: нет единого места, к которому бы все привыкли, а потому не сформирован нормальный, надежный трафик и календарный план мероприятий. Сейчас город подходит к тому, что это может случиться».
Над насыщенностью работы презентованного регионального выставочного центра трудиться должны все существующие в Челябинске операторы, считают эксперты.
«Если инициатор проекта не будет пользоваться своим доминирующим положением и позволит проводить мероприятия и другим выставочным объединениям, то плотная загрузка на протяжении всего года вполне возможна, – рассуждает Станислав Твердохлеб. – В ином случае будет проходить по выставке раз в пару месяцев и срок окупаемости центра увеличится».
«Загрузка представленного выставочного центра по тематическим направлениям вполне возможна, – говорит Строева. – Пересечения с другими выставочными операторами у нас пока нет, и на сегодня развития В2С направления ЦМТЧ не планирует, несмотря на то, что мы являемся обладателем и держателем бренда «ЮжУралЭкспо», который исторически был основным выставочным оператором города и области. В дальнейшем будем смотреть, какие нам предложат условия для работы».
Говоря о плюсах выбранной под строительство площадки, респонденты сайта отметили достаточные площади для организации в том числе удобного подъезда и требуемого количества парковочных мест. «При проектировании этого объекта можно учесть те недостатки, которые есть у иногородних выставочных центров, – говорит Яна Строева. – А удаление от центра Челябинска, думаю, сегодня никого не пугает. Тем более что выставочный центр не требует безоговорочного расположения в центре города. При этом не могу не отметить: здесь есть определенный риск превращения выставочных площадей в торговые – этого хотелось бы избежать».
Фото: Фото предоставлено ООО «Первое выставочное объединение»