Челябинцы активно жалуются на работу пунктов приема коммунальных платежей. Несколько лет назад появление таких точек избавило горожан от необходимости выстраиваться в километровые очереди на почте или в банке. Вместе с тем усилился и человеческий фактор – в квиточки начали закрадываться ошибки. Однако вскоре и эта проблема может уйти в прошлое – финансовым учреждениям стало невыгодно принимать коммунальные платежи.
Один из таких случаев произошел с жителем Челябинска Олегом. Мужчине пришлось оплачивать счета за коммуналку «оптом» – сразу за последние несколько лет: говорит, раньше были проблемы с финансами, но когда средства появились, сразу отправился закрывать долги в ближайшую точку системы «Город» на улице Сталеваров. «Получилось так, что я одному только «Ремжилзаказчику» был должен 28 тысяч рублей. Девочка-оператор объяснила, что нельзя пробить чек на всю сумму, а можно провести отдельно по десять, десять и восемь тысяч рублей. Я не платил несколько лет и не знаю, как все делается, поэтому купился на это, – рассказывает Олег. – Когда я пришел к коммунальщикам, чтобы взять справки, что я ничего не должен, в бухгалтерии сказали, что не все проплачено – не хватает десяти тысяч рублей».
Оказалось, что девушка провела оплату только на десять и восемь тысяч рублей, а вторую «десятку» положила себе в карман. Чтобы скрыть непроведение операции на эту сумму, она выдала дубликат чека с таким же номером операции и временем. В общей сложности таких копий было выдано две – вторые «счастливые» десять тысяч рублей должны были погасить долг другому поставщику услуг. Через несколько дней мужчина пришел в магазин, где находилась точка системы «Город», но недобросовестного кассира уже след простыл. «Там висело объявление, что точка временно закрывается и будет работать с августа. Знакомые продавцы говорили, что другие люди тоже приходили жаловаться, что деньги не дошли», – добавил Олег. Впоследствии мужчине удалось связаться с руководством компании, в чьем владении находился пункт приема платежей. Оказалось, что кассир уволена из-за недостачи в кассе и сейчас готовится заявление в полицию. Однако в дальнейшем с мужчиной так и не связались.
Корреспонденту сайта 74.ru удалось пообщаться с представителем фирмы. Руководитель ООО рассказал, что девушка, совершившая махинацию, работала давно, у нее был больной родственник, а компенсировать деньги обещал ее муж.
В Челябинвестбанке, на чьей базе работают пункты системы «Город», подтвердили случившееся. Сам по себе факт выдачи дубликата – это не хитрая уловка хакера. Такая функция действительно есть в программе на случай, если оригинальный чек был испорчен из-за замятия бумаги, сбоя принтера и других технических неурядиц.
Как и во всех случаях, связанных с деньгами, имеет место человеческий фактор. «Кассир, принимавшая оплату, совершила обман и хищение денежных средств клиента. Инцидент очень неприятный, но подобное имеет место, поскольку человек, работающий с деньгами, так или иначе сталкивается с искушением это использовать, – сказал заместитель председателя правления ОАО «ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК» Игорь Юдович. – Кассир, придумывая схему мошенничества, в большинстве случаев и рассчитывает на то, что клиент не заметит какие-то несоответствия между тем, сколько и за что он платит, и тем, какие документы в подтверждение платежа он получит».
На днях Олег подал заявление в суд. Поскольку речь идет о защите прав потребителя, к ответственности будет привлечена не только кассир, но также ООО, владеющее пунктом приема платежей, и банк, на базе которого осуществляются операции.
Кто будет возмещать компенсацию и каковы шансы отстоять права у потерпевших – в видеосюжете 74.ru.
Зампредседателя региональной организации «Финпотребсоюз» Вячеслав Курилин отмечает, что данный случай не единственный – за минувший месяц к нему неоднократно поступали звонки и обращения по схожей проблеме с пунктами приема платежей. «Экономическая ситуация сейчас сложная, и люди изыскивают способы заработать легкие деньги. Я думаю, что такое будет повторяться снова. Ведь, в отличие от банков, где кассы находятся под видеонаблюдением, в таких точках отсутствует система контроля», – говорит юрист.
Чтобы обезопасить себя от подобных случаев, челябинцев просят быть внимательными. Необходимо просматривать все чеки, которые выдает кассир за принятые деньги. «Должно быть железное правило – на каждую принятую сумму должен быть выдан чек или квитанция. И эти документы должны быть уникальными», – советует Игорь Юдович. Также он рекомендует обращать внимание на детали платежа – кому и за что пойдут выплаченные средства.
Что касается пунктов оплаты, юристы советуют оплачивать коммуналку через онлайн-банкинг или обращаться непосредственно в кредитное учреждение. Кроме того, не нужно копить большие долги. Во-первых, это чревато ответственностью, во вторых, впоследствии будет очень сложно разобраться в чеках.
«Город» уйдет из города?
Сами же финансовые учреждения, которые принимали платежи по системе «Город», не горят желанием обслуживать квитки ЖКХ. Соотнеся денежный оборот и необходимые затраты, некоторые организации поняли, что данная работа ведется на грани рентабельности. «Наша компания стала партнером системы «Город» в августе прошлого года. При принятии решения о сотрудничестве мы ставили перед собой цели по получению дополнительного комиссионного дохода, не связанного с основной деятельностью, и более полного использования трудового потенциала менеджеров в точках продаж. После оплаты регистрации рабочих мест мы закупили соответствующее компьютерное и кассовое оборудование и начали прием платежей, достигнув за несколько месяцев неплохих показателей по объему принимаемых ежедневно платежей», – рассказывает директор ООО «Дебет и Кредит», кандидат экономических наук Сергей Суслов. В итоге было подсчитано, что расходы по инкассации, обслуживанию оборудования, документооборота и организации кассового узла не окупятся потенциальным комиссионным доходом в приемлемом горизонте планирования.
По словам собеседника, на фоне падения платежеспособности населения прием платежей станет невыгодным и точкам, совмещенным с мелкой торговлей. В качестве выхода из сложившейся ситуации он предполагает взимание комиссии с каждого платежа. «Челябинцы, и я в том числе, привыкли к широкому покрытию города точками по приему платежей через систему «Город». Мы привыкли и к тому, что большинство платежей для нас бесплатны, и не задумываемся, кто и сколько должен заплатить вместо нас платежному агенту, – добавил Сергей Суслов. – В настоящее время мы внимательно наблюдаем за процессом смены ценообразования в сфере приема платежей от населения и готовы возобновить данный вид деятельности, как только он перестанет быть для нас дотационным».
Таким образом, в ближайшем будущем челябинцам придется или снова встать в очередь на почте, или раскошелиться на комиссионные сборы, или осваивать банковские технологии онлайн-оплаты.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com, видео Сергея Гульбиновича, монтаж Марии Романовой