Экономический кризис и сокращения на предприятиях приводят к тому, что южноуральцам не хватает денег, чтобы даже накормить детей. Для семей, не имеющих средств к существованию, в регионе предусмотрены меры поддержки. К примеру, можно временно поместить малышей в социально-реабилитационные центры. Там с ними будут заниматься педагоги и психологи, его оденут, накормят и даже будут водить на экскурсии. Один день содержания ребенка в таком приюте обходится региону в 1 300 рублей.
По данным Министерства социальных отношений, с начала года в Челябинской области такой мерой государственной поддержки воспользовались около 180 семей, причем половина из них уже смогла решить свои проблемы. Поместить ребенка в приют может любая семья, оказавшаяся в тяжелом положении. «Под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, малообеспеченности, отсутствия определенного места жительства, пожара, болезни, стихийного бедствия, чрезвычайной ситуации, которую гражданин не может преодолеть самостоятельно», – пояснила начальник управления социального развития министерства социальных отношений Челябинской области Ирина Буторина. Для устройства ребенка в приют необходимо обратиться в управление соцзащиты по месту жительства и заключить контракт с выбранным учреждением.
Попасть в социально-реабилитационный центр ребенок может несколькими путями. Первый – добровольный – когда родители сами приводят ребенка и заключают социальный контракт. Принудительно – по решению органов опеки или инспекторов по делам несовершеннолетних. Ребенок старше 10 лет может собираться в приют самостоятельно.
Условия, в которых живут дети, не хуже, чем в санатории. Их кормят, им покупают одежду и канцелярию, с ними занимаются педагоги и психологи. Есть также творческие кружки и спортивные секции по интересам. «Также у нас есть возможность возить детей на выставки и концерты. Мы участвуем в различных конкурсах и соревнованиях, – рассказал директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Курчатовского района Владислав Алферов. – В среднем на одного ребенка уходит 1 300 рублей в день. Но какие бы условия не создали, ребенок должен жить в семье. Поэтому мы стараемся, чтобы родители приходили сюда и общались с детьми. Посещать ребенка можно каждый день».
Работу социально-реабилитационных центров проверяет и уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Маргарита Павлова. По ее словам, дети находятся в достойных условиях. «У нас на территории Челябинской области есть 23 приюта. Дети посещают детский сад или школу, в летнее время их вывозят на отдых. То есть оказывается весь комплекс социальных услуг. Причем не только ребенку, но и всей семье», – подчеркивает детский омбудсмен.
Вместе с тем на родителей, отдающих детей под опеку государства, накладывают обязанности найти работу и, при необходимости, улучшить жилищные условия. Кстати, им тоже могут оказать содействие в поиске работы или постановке на учет в Центр занятости. И только когда ситуация налаживается, ребенка возвращают в семью. Срок социального контракта составляет полгода. Если проблема разрешилась быстрее, малыша можно будет забрать досрочно, при худшем стечении обстоятельств разрешается оставить ребенка еще на шесть месяцев. «Мы должны понимать и видеть, что человек стремится повлиять на ситуацию. Система социального контракта связана с тем, чтобы и мобилизовать ресурсы семьи», – добавил Владислав Алферов. Он отмечает, что в 100% случаях, когда родители приводят детей по соцконтракту, ребенок возвращается в семью.
Как отмечает председатель ЧРОО «Совет родителей» Елена Сыркина, семьи, оказавшиеся в сложной финансовой ситуации, очень редко идут на то, чтобы добровольно отдать ребенка в приют, даже на время. «Был случай, когда семья с маленьким ребенком снимала жилье, отец внезапно потерял работу и не смог внести оплату. Владельцы квартиры поставили ультиматум: съехать в течение 24 часов или принести деньги. Кончено, в столь короткий срок было невозможно достать нужную суму и семье пришлось элементарно искать ночлег. Но даже в этом случае речи о детском доме не шло», – рассказывает Елена Сыркина. По ее словам, родители идут на крайнюю меру случае временной потери трудоспособности, когда рассчитывать на помощь близких не приходится.
Эксперты не исключают, что такое расставание с родителями – стресс для ребенка, особенно, если он находится в сознательном возрасте и понимает, что его отдали в детский дом, семья распадается. «Поэтому, если сложная ситуация связана только с финансовой ямой, я считаю это крайним выходом. Ведь государство и общественные организации оказывают семьям материальную помощь», – добавила Елена Сыркина.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com