Современный ритм жизни, карьера, постоянная занятость часто не позволяют родителям уделять своему ребенку достаточно времени, а тем более заниматься с детьми совместным развитием. Героиня сегодняшней рубрики «Анатомия бизнеса» Наталья Завьялова смогла создать единое пространство для совместного досуга, самореализации и развития родителей и детей, воплотив в реальность идею коворкинга. Как социальный благотворительный проект вырос в полезный бизнес и что представляет собой коворкинг-центр, – в материале Chel.ru.
«Изначально проект был создан на благотворительной основе и задуман как комплекс групповых и индивидуальных занятий в формате родитель-ребенок по специально разработанной сбалансированной программе раннего развития, – говорит Наталья Завьялова. – Начало социального проекта «Лейка. Для мам, пап и малышей» было положено еще в сентябре 2014 года, когда мы запустили проект в Челябинске, а затем по его итогам стали одним из лучших реализованных проектов Благотворительного фонда Потанина.
Знакомство с фондом произошло довольно просто и логично через участие в конкурсе, где соревнуются студенты очной формы обучения из 75 вузов России, обучающиеся на магистерских программах. По результатам двух туров определяются победители, которые, начиная со второго семестра учебного года и до окончания обучения в магистратуре, получают именную стипендию в размере 15 тысяч рублей ежемесячно. Стипендиаты также получают право участвовать в Школе фонда, представить социально значимый проект и выиграть грант на его реализацию. Именно это с нами и произошло.
Идея подобного предприятия давно жила в наших головах, просто ждала удачного момента, чтобы окончательно появиться на свет. Мы всегда знали, что за социальным проектом «Лейка» последует нечто большее – семейный центр, интернет-портал, детский сад... вариантов было много и очень разных. И однажды всё это множество мыслей оформилось в одну – коворкинг для родителей.
Хотелось создать по-настоящему нужное пространство, в котором будет приятно, полезно и уютно, которое позволит маме самореализовываться, развиваться, общаться, но при этом находиться рядом со своим малышом. Важно и то, чтобы ребенку тоже нравилось здесь, чтобы для него время в коворкинге проходило с не меньшей пользой.
Наш коворкинг – это пространство, созданное для совместного досуга и развития родителей и детей. В этом его главная идея и главное конкурентное преимущество. Конечно, как любые начинающие предприниматели, мы тоже оцениваем собственную идею, сомневаемся в каких-то ее аспектах, стараемся ее улучшить. Но если говорить в общем, мы встречаем очень много положительных откликов на свой проект. Даже мужчины говорят: «Вот это здорово! Вот это нужная вещь!» Потому что запрос такой в обществе действительно есть, мамам нужна самореализация, но при этом они хотят больше времени проводить со своим ребенком. Осознанность родителей растет, как и социальная активность, а значит будет расти и спрос на такое пространство.
В создании проекта приняли участие четыре человека. До этого мы все работали довольно в разных сферах: Зоя Костырева – сотрудник детской ассоциации, преподаватель английского языка, Екатерина Лушникова была режиссером в телекомпании, Ольга Просвирнина и я – преподаватели в ЮУрГУ. Опыт работы с детьми у каждой из нас был, но до «Лейки» это не было основной профессией. Так что это наш первый опыт в бизнесе, а, вернее, в социальном предпринимательстве.
Одним из первых ответственных этапов на пути воплощения идеи в жизнь – выбор помещения. Было просмотрено около десятка вариантов помещений, прежде чем мы поняли, при какой планировке и площади сможем реализовать все задумки. В целом мы проработали около 30 предложений рынка аренды.
Основные требования, которые мы сформировали через месяц исканий: хорошая транспортная доступность, безопасная дворовая площадка, удобная входная группа, наличие изолированных комнат и смежных залов для проведения крупных мероприятий. Большое значение при окончательном принятии решения имела оценка внутреннего состояния, наличие естественного освещения, приличный ремонт и возможность проветривания каждой комнаты, ведь мы работаем с детьми, и микроклимат в помещении – это одно из важных условий, которое нужно учесть.
Сложности на этом этапе, безусловно, были. Чаще нас не устраивала либо планировка, либо транспортная доступность, а также несоответствие заявленной стоимости качественному состоянию помещения. В итоге через полтора месяца просмотров различных вариантов пришло решение. Мы все единогласно поддержали последний вариант. В общей сложности все подготовительные работы у нас заняли три-четыре месяца, ремонтные работы делали исключительно своими силами. Огромная благодарность нашим друзьям, знакомым, активным участникам социального проекта, и, конечно же, дорогим мужьям, без которых, в короткие сроки не удалось бы все осуществить.
К подбору оборудования мы тоже подходили, учитывая потребности естественного познания наших основных посетителей – детей. Потому в нашем интерьере и дидактических пособиях преобладают натуральные материалы, присутствует бескаркасная мебель.
Проект у нас достаточно молодой – открытие состоялось в середине сентября. Первый месяц был довольно насыщенным, хотя мы, конечно же, всегда рады большему числу посетителей, благо, возможности помещения позволяют. Наши ожидания оправдались, а некоторые аспекты даже превзошли.
Костяк команды состоит из четверых человек, кроме этого, нам помогают еще несколько людей, в основном по взаимозачету и для души. Есть даже друзья, которые, уехав в другой город, все равно остаются с нами, оказывают поддержку и помощь в различных вопросах. Также у нас много партнеров, в том числе в сфере образования, кого мы привлекаем для проведения мероприятий. Именно педагоги – настоящие профессионалы своего дела – делают каждое занятие уникальным, радостным и добрым.
Что касается юридических моментов, рынка конкурентов и бюджета – тиражирование проекта будет проходить по франшизе. Наш коворкинг придуман и реализован в Челябинске. В процессе проектирования, мы, конечно, находили (и даже связывались) с другими коворкингами для родителей по всему миру, но точных данных по их окупаемости у нас нет. По предварительным расчетам, в операционный плюс мы планируем выйти до Нового года, а за следующие полгода вернуть первоначальные затраты.
Наша аудитория все-таки довольно узкая, мы знаем практически каждого клиента в лицо. У нас нет рекламного бюджета и затрат на рекламу. Из единственных затратных способов привлечения – это участие в «Неделе слингоношения» и «Неделе поддержки грудного вскармливания – 2015». Продвигаемся в основном через социальные сети. Однажды попробовали расклейку объявлений в округе, но результатов не было. Практика показывает, что самые действенные способы – это сарафанное радио, лектора и бизнес-партнеры.
Наш ориентир – сознательные, активные родители. Список мероприятий, которые у нас проходят, достаточно широк, и мы стараемся придерживаться умеренной ценовой политики, чтобы к нам могла прийти любая семья со средним достатком. Хотим оставаться доступными.
Сейчас у нас довольно много планов: открытие первого филиала в Челябинске в сентябре 2016 года, создание ассоциации коворкингов (открытие первого филиала в другом городе), а также расширение линейки продуктов и услуг. Планируем также создание методического пособия по открытию коворкинга для родителей. Модель транслирования примерно следующая: сформировать команду, провести обучение, выдать все схемы процессов, общая и стандартизированная атрибутика, далее – консультирование, методическая помощь, коучинг.
На данный момент социальный этап проекта реализуется в Миассе, Тюмени и Владивостоке. Есть желающие запустить проект в Троицке, Снежинске, Каслях, Братске, Волгограде, Рязани.
Фото: Фото Ильи Завьялова, Ирины Шевчик, Максима Безуглого, предоставлено Натальей Завьяловой