Тысячам южноуральских семей, которые хронически не платят за отопление и воду, придется столкнуться с коллекторами. МУП «Челябинские коммунальные тепловые сети» (ЧКТС) провел тендер по принудительному взысканию задолженностей с 12 тысяч 87 должников. Сумма контракта в 45 миллионов рублей вызвала подозрение у Общероссийского народного фронта в Челябинской области.
Активисты регионального отделения ОНФ в рамках двух проектов «За честные закупки» и «За права заемщиков» выявили два грубых нарушения федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Представители ОНФ посчитали, что, исходя из общей суммы взыскания в 45 миллионов рублей, средняя задолженность одного лицевого счета составляет порядка 3,71 тысячи рублей. «Это значит, что с коллекторами будут вынуждены общаться граждане, попавшие в базу злостных неплательщиков за отопление и горячее водоснабжение из-за просроченной задолженности всего за один-два месяца. Между тем в контракте оговаривается, что под принудительное взыскание должны попасть только физические лица с дебиторской задолженностью сроком свыше одного года», – заявили в ОНФ. «Обычно эта практика касалась мелких банков и единичных должников по кредитам. Здесь же идет речь о более 12 тыс. челябинских семей, которые попадут под жесткий прессинг коллекторов», – прокомментировал региональный координатор проекта ОНФ «За честные закупки», доверенное лицо президента РФ Вячеслав Афанасьев.
В МУП «ЧКТС» прояснили, что 45 миллионов рублей – это премиальное вознаграждение агентству за 100% выполненную работу. Общая сумма дебиторской задолженности среди физических лиц по Южному Уралу составляет 1 миллиард рублей, из которых к взысканию определено 700 миллионов рублей. «На конкурс вынесен реестр должников физических лиц более 12 (двенадцати) тысяч лицевых счетов на сумму более 700 миллионов рублей по тем лицевым счетам, задолженность по которым не оплачена, начиная с 2012 года, то есть более трех лет. Средняя задолженность по лицевому счету составляет 58,5 тыс. рублей», – прокомментировала заместитель директора по правовым вопросам МУП «ЧКТС» Роза Калыбаева.
По словам Розы Калыбаевой, «ЧКТС» регулярно проводит работу с должниками, в том числе с привлечением коллекторов, начиная с 2012 года. По ее опыту, ни один коллектор не выполнил 100% план по взысканию, соответственно, высшее премиальное вознаграждение ни разу не выплачивалось. «За свои услуги коллекторы получают фиксированную оплату, в прошлом году это была сумма в 600 тысяч рублей, в этом году в связи с инфляцией мы подняли ее до 900 тысяч. 45 миллионов рублей – это премиальная выплата при максимально эффективной работе по взысканию», – добавила она.
Вторым нарушением, на котором активисты ОНФ заострили внимание, является то, что в техническом задании одно из требований повлечет за собой неисполнение статьи 15 ФЗ «О потребительском кредите (займе)». «Так, по закону, непосредственное взаимодействие с должником может происходить в будние дни с 08:00 до 22:00, а в выходные и нерабочие праздничные – с 09:00 до 20:00. В ЧКТС считают приемлемым ежедневно, несмотря на выходные и праздники, проводить автодозвон на телефоны неплательщиков с 07:00 до 22:00», – уверены представители регионального отделения фронта.
Роза Калыбаева ответила, что, согласно условиям заключенного договора, МУП «ЧКТС» не включило в обязанность коллектора проведение меры принудительного взыскания в указанное время, а лишь техническим заданием к конкурсу предусмотрело обязательное требование к коллектору: «Наличие программного обеспечения для проведения автодозвона (информирования должника о долге) на сотовый/стационарный телефон в семидневном режиме с 7:00 до 22:00, включая выходные и праздничные дни».
«Более того, пунктом 1 статьи 35 ФЗ “Об исполнительном производстве” предусмотрено право судебного пристава-исполнителя производить принудительное взыскание в указанном временном режиме, следовательно, при проведении принудительного взыскания совместно с государственными органами коллекторы будут действовать в рамках законодательства РФ», – уверила заместитель директора по правовым вопросам МУП «ЧКТС».
Президент коллекторского агентства «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН» Елена Докучаева отметила, что около 12% граждан России относятся к категории хронических неплательщиков за услуги ЖКХ. «В общем долговом портфеле задолженность за жилищно-коммунальные услуги в России занимает второе место (на ее долю приходится 25%) после просрочки по необеспеченному кредитованию (70%), на третьем месте с большим отрывом – задолженность по ипотеке (5%). Самые большие долги зафиксированы за услуги тепло-, водо- и электроснабжения. Именно они чаще всего попадают в работу коллекторских агентств. «Так, например, Дальневосточный, Сибирский и Уральский федеральные округа относятся к регионам с низким уровнем газификации, что значительно увеличивает расход электроэнергии, следовательно, и средний счет за коммунальные услуги там намного выше. Кроме того, более 60% регионов России находятся в зоне суровых климатических условий – длительность отопительного сезона доходит в некоторых из них до 9 месяцев и характеризуется высоким уровнем потребления топливно-энергетических ресурсов – все это непосредственным образом влияет на уровень задолженности», – констатирует Елена Докучаева.
С января штрафы для тех, кто месяцами не платит за свет, воду, тепло и газ, вырастут вдвое. Начисление пени по новым правилам теперь будет происходить уже после первого месяца просрочки платежа.
По словам адвоката, партнера адвокатского бюро «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Дарьи Захаровой, коллекторские агентства весьма успешно конкурируют со службой судебных приставов, поскольку последняя доказала свою неэффективность. «Взыскание у приставов происходит долго, при этом взыскателю, если он хочет получить исполнение, приходится регулярно контролировать работу приставов, постоянно включаться в процесс. Методы коллекторов оставляют желать лучшего с точки зрения соблюдения законности и морали, но вероятность успеха при работе с коллекторами существенно выше», – говорит Дарья Захарова.
В случае все же выявленных нарушений со стороны коллекторов и взыскателя заместитель директора Челябинской региональной общественной организации «СОЮЗ» Елена Соломаха рекомендует обращаться с заявительной жалобой в прокуратуру, «Роспотребнадзор» и «Роскомнадзор». Жалоба должна составляться как на коллекторское агентство, так и на организацию-взыскателя. Дарья Захарова уточнила, что в случае поступивших от коллекторов угроз жизни, здоровью, случившейся порчи имущества, есть повод для обращения в полицию. «Но для того, чтобы работа шла эффективно и нарушения прекратились, возможно потребуется проявить настойчивость и обращаться в указанные органы не один раз, регулярно контролировать ситуацию по работе с обращениями, получать ответы на свои запросы и доводить их до сведения нарушителей», – добавила Дарья Захарова.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com