Рынок смартфонов Челябинска впервые в своей истории показал отрицательную динамику продаж в штучном выражении относительно прошлого года. Как сообщают аналитики группы компаний «Связной», всего в городе по итогам 2015 года реализовано около 290 тысяч смартфонов – это на 9% меньше, чем 2014.
При этом в рублях рынок продолжил расти, отмечают авторы исследования. По их данным, выручка от продаж «умных» телефонов по итогам года увеличилась на 6%, превысив 2,7 миллиарда рублей.
«На рынок смартфонов в штуках повлияла экономическая ситуация и сокращение доходов населения, – говорится в сообщении «Связного». – Положительную динамику продаж в денежном обороте обеспечил рост цен на потребительскую электронику».
Среди брендов наилучшую динамику роста продаж в штуках в Челябинске продемонстрировали компании, которые предложили широкий выбор устройств в различных ценовых сегментах, такие, как ZTE и Lenovo. Последняя при этом заняла второе место в городе по доле рынка с показателем около десяти процентов. По данным компании, в пятерку наиболее популярных смартфонов вошли также гаджеты от Microsoft, различные модели iPhone, Fly и Alcatel с примерно одинаковой долей на уровне 7-8%.
В денежном выражении самый большой объем выручки ритейлерам обеспечили смартфоны от Apple – на их долю пришлось около 27%. На втором месте Samsung с показателем около 23%, замыкает тройку Lenovo с 8%.
Аналитики отмечают, что, несмотря на небольшое падение в штучном выражении, рынок смартфонов остается стабильным, особенно на фоне других сегментов рынка потребительской электроники. «Если посмотреть на сегмент планшетных компьютеров, то по итогам 2015 года челябинцы купили на 40% меньше таких устройств, выручка от их реализации также уменьшилась на 40%, – отмечают в «Связном». – Всего в городе реализовано порядка 67 тысяч этих гаджетов на сумму более 540 миллионов рублей».
Эксперты отмечают, что влияние на категорию планшетных компьютеров оказало множество факторов, в первую очередь, перенасыщение рынка, достигнутое в предыдущие годы. Экономическая ситуация, а также сегмент смартфонов. «Причем последние два фактора связаны между собой, – отмечают аналитики. – В нынешних экономических условиях покупатели готовы отказаться от покупки планшета, так как часть функций этого устройства взяли на себя смартфоны, в частности, фаблеты».
В «Связном» полагают, что в 2016 году покупатели будут еще более рационально подходить к выбору гаджета, активно пользоваться кредитными продуктами, в частности, программами рассрочки. Кроме того, люди будут активно страховать свои устройства от негарантийных случаев, стремясь по максимуму обезопасить себя от лишних затрат. По данным компании, уже в 2015 году покупатели гаджетов в салонах сети приобрели страховые продукты к 40% всех проданных ритейлером смартфонов и планшетных компьютеров.
В «Евросети» также указывают на первое падение продаж смартфонов в штуках в годовом выражении. По данным компании, показатель в целом по стране уменьшился на 8,4%. При этом в денежном выражении объем рынка вырос на 5% – до 258 миллиардов рублей. Произошло это за счет того, что средняя стоимость проданного в России устройства увеличилась с 8900 руб до 10 100 руб. При этом в «Евросети» отмечают, что в сегменте обычных телефонов падение в деньгах составило 21%, цифровых камер – 38%.
Анализ продаж смартфонов и планшетов в 2096 салонах своей сети по всей стране, а также в интернет-магазине провел и «МегаФон». В компании отмечают, что продажи смартфонов в штуках по итогам 2015 года выросли по сравнению с 2014 на 19%. При этом рост продаж произошел за счет перераспределения в бюджетном ценовом сегменте – до 3,5 тысяч рублей. 43% продаж смартфонов, по данным оператора, пришлось именно на этот ценовой диапазон (в 2014 году этот показатель составлял 30%). Средняя цена проданного смартфона при этом снизилась на 18% и составила 5467 рублей.
В компании отмечают существенный рост продаж аппаратов с поддержкой LTE – на 53%, их доля в общих продажах в натуральном выражении составила 10%.
Что касается производителей, то в 2015 году в топ-5 лидеров продаж «МегаФона» не оказалось ни одного А-бренда. Если в 2014 места с первого по пятое занимали соответственно Fly, Samsung, Nokia, Lenovo и Alcatel, то в 2015 году лидируют ZTE, Micromax, Alcatel, Lenovo и Fly. Общая доля продаж смартфонов А-брендов в натуральном выражении в салонах компании сократилась с 42% до 14%.
Фото: Фото пользователя BestPhotoPlus с сайта Shutterstock.com