Выдавать займы «до зарплаты» должны только компании, которые прошли все проверки и получили лицензию. Таким образом защитить население от «ростовщических» процентов предлагают депутаты Башкортостана. Эксперты рынка уверены: законопроект – популистский, поскольку уже сейчас Банк России ведет реестр МФО и регулирует максимальную стоимость займов. Нужна ли лицензия МФО и уберет ли она с рынка недобросовестных игроков – в нашем материале.
Займы в микрофинансовых компаниях становятся все популярнее. Только в четвертом квартале 2015 года объем действующих займов, предоставленных микрофинансовыми институтами населению, вырос на 17% и достиг 69,2 млрд рублей, сообщают в Национальном бюро кредитных историй. При этом Челябинская область входит в десятку регионов России с наибольшими объемами займов – на 1 января 2016 года общая сумма составила 2,1 млрд рублей.
Средняя сумма займа до зарплаты в России сегодня составляет 12,4 тыс. рублей.
При этом, по мнению депутатов, ставка по микрозаймам иногда начинаются от 2%. В пересчете на год – от 450-1000% годовых, «что не соответствует здравому смыслу и правилам цивилизованного поведения на банковском рынке», отмечается в пояснительной записке к проекту поправок, которые депутаты Курултая Башкирии планируют внести в Госдуму. По мнению инициаторов проекта, деятельность на рынке нелицензируемых организаций приводит к распространению нелегальных кредиторов, информации о которых нет в реестрах ЦБ, пишет «Коммерсант».
Представители рынка МФО скептично восприняли новость о подобной инициативе депутатов, указывая на то, что их деятельность уже регулируется Центробанком. «Лицензирование МФО – очередная популистская инициатива очередных политических деятелей. Это вопиющая некомпетентность, демонстрация полного незнания законодательства, регулирующего кредитно-финансовую сферу», – высказался директор по связям с общественностью сервиса онлайн-кредитования «MoneyMan» Дмитрий Горох.
Рынок МФО регулируется Центральным Банком России, который вносит микрофинансовые организации в специальный государственный реестр, отметил он. «В 2015 году из реестра было исключено более 500 организаций, всего в настоящее время в нем состоит несколько тысяч компаний», – добавил представитель сервиса «MoneyMan».
По словам Дмитрия Гороха, сегодня достаточно нормативно-правовой базы для регулирования микрофинансового сегмента. «Помимо закона о микрофинансировании, компании выполняют требования федерального закона «О потребительском кредите, займе». МФО также соблюдают нормативы достаточности собственных средств и текущей ликвидности Министерства финансов, требования 115-го федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и множество других нормативно-правовых документов», – уточнил сотрудник сервиса онлайн-кредитования.
С Дмитрием Горохом согласен технический директор группы компаний «Удобные деньги» Станислав Шилкин, который также подчеркнул, что на текущий момент все легальные МФО обязаны зарегистрироваться в реестре МФО. «Лицензирование – это по сути легализация деятельности. Регулирование деятельности легальных МФО происходит через инструментарий Центрального Банка. Поэтому на текущий момент у государства есть все рычаги воздействия на участников рынка МФО, в том числе и на ограничение максимальной процентной ставки по займу», – прокомментировал Станислав Шилкин, добавив, что дополнительный закон о лицензировании деятельности МФО никакой практической пользы не принесет.
По словам представителя МФО «Удобные деньги», недобросовестные игроки рынка как не выполняли требования закона, так и не будут этого делать с принятием поправок. «Ситуацию с "черными кредиторами" может изменить повышение эффективности работы правоохранительных органов», – полагает Станислав Шилкин.
«Включение компании МФО в Госреестр является обязательным требованием для осуществления деятельности каждой МФО, представленной на рынке. Кроме того, ряд регулирующих функций возложены на саморегулируемую организацию – СРО «МиР», членами которой являются более 300 МФО», – выразил мнение директор корпоративного центра МФО «МигКредит» Наталья Ткачева. На стадии обсуждения законодательной инициативы о введении лицензирования МФО не вполне ясно, произойдет ли замена свидетельства о включении в Государственный реестр микрофинансовых компаний на лицензию или же будут выработаны новые жесткие требования к субъектам рынка МФО, получающим лицензию, отметили в «МигКредит».
Как правило, лицензирование деятельности вводят на тех рынках, где хотят ограничить доступ маленьких компаний на рынок, поделился мнением директор саморегулируемой организации «Микрофинансирование и Развитие» (СРО «МиР») Андрей Паранич. «Лицензия на деятельность зачастую имеет довольно высокую стоимость, и маленькие компании просто не готовы взять на себя такие затраты. Лицензирование необходимо в случае с компаниями, от которых требуются большие затраты на создание технической и бизнес-инфраструктуры для выполнения всех требований законодательства – например, для банков или страховых компаний. Для микрофинансового рынка такой подход не является оправданным», – заявил Андрей Паранич.
Одна из основных функций микрофинансовых организаций – обеспечение доступности финансовых ресурсов для максимального количества потребителей, считает директор СРО «МиР». «Подавляющее большинство МФО – это небольшие компании, которые работают в малых населенных пунктах нашей страны. Введение дорогостоящей лицензии закроет таким компаниям вход на рынок, что может привести не только к снижению доступности финансовых ресурсов для граждан, но и к увеличению доли компаний, работающих вне правового поля», – прокомментировал Андрей Паранич.
Напомним, что некоторые представители правозащитников убеждены, что микрофинансовые организации вообще стоит запретить и признать вне закона. Об этом неоднократно заявлял заместитель председателя региональной организации «Финпотребсоюз» Вячеслав Курилин, объясняя это тем, что 70% «тяжелых» должников – заемщики МФО.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com