Для предприятий оборонно-промышленного комплекса России могут пересмотреть поправки к закону о гособоронзаказе, которые вступили в силу с 1 сентября 2015 года и уже в октябре-ноябре привели к снижению выручки на 50%. Депутаты Заксобрания Челябинской области поддержали обращение брянских коллег к правительству РФ с такой просьбой. Насколько проблема затронула работу южноуральских предприятий ОПК, с какой целью вводилось ужесточение и при каких условиях можно рассчитывать на реакцию правительства РФ – в тексте на Chel.ru.
Депутаты Заксобрания Челябинской области поддержали обращение брянских коллег к правительству РФ с просьбой смягчить ФЗ №275 «О гособоронзаказе», пересмотрев поправки к этому закону. В частности, осенью 2015 года для предприятий ОПК ужесточились правила введения спецсчетов, изменился регламент контроля выполнения госзаказа. Представители отрасли были вынуждены заморозить расчеты с субподрядчиками, которые в ответ начали отказываться от работы по госзаказам. Обращение направлено в адрес председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева, председателя Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко, председателя Государственной Думы РФ Сергея Нарышкина.
«С 1 сентября 2015 года введен режим использования отдельных спецсчетов в уполномоченных банках, установлены дополнительные ограничения для участников гособоронзаказа, существенно изменен регламент контроля, в связи с чем у предприятий ОПК возникли серьезные проблемы», – говорится в обращении брянских депутатов (есть в распоряжении Chel.ru). В частности, они вынуждены открывать более полутора тысяч спецсчетов, что влечет за собой расходы, усложняет учет и повышает себестоимость продукции.
«Большинство таких предприятий не осуществляют производство и отгрузку продукции в интересах минобороны РФ в запланированных объемах, выручка в октябре-ноябре 2015 года снизилась более чем на 50% по отношению к средней за девять месяцев 2015 года, ряд предприятий готовятся к простою, возможны задержки с выплатой заработной платы и уплатой налогов», указано в обращении.
Изменения законодательства были направлены на то, чтобы сделать ценообразование и экономику в оборонной сфере прозрачной, однако в законе не учтено множество нюансов, указали эксперты Chel.ru.
«Все расчеты в рамках конкретного заказа должны проводиться с использованием идентификационных номеров, – пояснил президент ассоциации предприятий ОПК Челябинской области Рустам Мухаметшин газете «Ъ». – Сколько заказов – столько и договоров с субподрядчиками, даже если по ним поставляются идентичные детали. Малому и среднему бизнесу, о вовлечении которого в работу с ОПК сейчас много говорится, на таких условиях работать невыгодно. А предприятиям ОПК неясно, как оплачивать энергоресурсы и открытые ранее инвесткредиты под оборотные средства, поскольку проверяющие органы могут усмотреть в этом нецелевое расходование средств».
По словам Мухаметшина, с введением санкций предприятия создали за счет кредитов запас импортной комплектации, которую теперь нельзя использовать из-за сложностей формирования себестоимости. «В случае наличия инкассовых требований на одном из счетов по инструкциям Центробанка другие банки не имеют права открывать предприятию новый расчетный счет, – указал он. – В результате нужно получить аванс, чтобы заплатить налоги и закрыть счет, но получить его можно только на новый расчетный счет, а его нельзя открыть, пока не закрыта задолженность по налогам, которая сформировалась на старых счетах». По его словам, все 28 предприятий ОПК региона так или иначе столкнулись с этими проблемами.
По данным областной ассоциации, в 2015 году предприятия ОПК региона с учетом гособоронзаказа и гражданской продукции нарастили объемы производств на 9% – до 100 млрд рублей, что составляет 10% от ВРП.
Введение спецсчетов для каждого подрядчика было правильным решением, просто нужно было доработать процесс исполнения, считает директор компании «ПрофКапиталСервис» Сергей Колобов.
«То, что по каждому из субподрядчиков необходимо вести спецсчета – это целесообразно и очевидно, поскольку позволяет сделать прохождение средств оборонзаказа более прозрачным, – говорит Сергей Колобов. – Не секрет, что к расходам на госзаказы в нашей стране постоянно возникают вопросы. Однако у нас обычно идеи изначально хорошие, но механизмы исполнения не всегда продуманы. Поэтому и в этот раз у предприятий оборонки возникли технические трудности».
Исполнители гособоронзаказов видят в нововведении множество плюсов при работе в рамках контрактов, заключенных с начала сентября 2015 года. А колоссальные проблемы, с которыми они столкнулись, связывают с отсутствием переходного периода для контрактов, заключенных до этого момента.
«У нас есть гособоронзаказ, который мы сейчас выполняем, – рассказал генеральный директор ЗАО «Машзавод «Южуралгидромаш» Виталий Латыпов. – И это ужесточение правил действительно создало в нашей работе некоторые проблемы».
Эти спецсчета в понимании гендиректора «Южуралгидромаша» и его поставщиков сырья предусмотрены для того, чтобы при перечислении 100% оплаты за конкретную продукцию к ним не возникало вопросов, куда потрачены средства – это целевое использование, где каждый шаг «за что, кому, куда платим» прописан. Соответственно, поставщики предприятия также открывают спецсчета для взаиморасчетов.
«И вроде бы вопросов нет, для нас это было бы удобно и комфортно, потому что мы точно знаем, что гособоронзаказ профинансирован на 100%, и мы никуда не можем эти средства израсходовать, только на обеспечение заказа всем необходимым и целенаправленное выполнение его в срок, – рассуждает Виталий Латыпов. – Но на практике все оказалось не так просто: в документе забыли предусмотреть переходный этап для контрактов, заключенных до вступления нового закона в силу. В итоге средства за ранее заключенные и выполненные контракты после 1 сентября стали зависать на спецсчетах».
Ранее «Южуралгидромаш» получил частичные предоплаты по разным гособоронзаказам на обычные счета и уже отгрузил продукцию, привел он пример. Для того, чтобы выполнить эти заказы в срок, предприятие привлекало заемные средства, а также средства с общепрома, так как сумм предоплаты не хватало. Но после отгрузки с предприятием рассчитались, перечислив средства уже на спецсчет, как положено по новому закону.
«Со спецсчета мы тратить деньги не можем никуда, кроме как на исполнение госзаказа, который по сути уже выполнен, – рассказывает Виталий Латыпов. – И денег мы не получим, пока контракт не будет закрыт. Но контракты долгосрочные, некоторые до 2020 года. И как нам вести хозяйственную деятельность, если продукцию отгрузили, средства на это потратили, деньги за нее вроде и получили, но пользоваться ими не можем?»
Поставщики сырья теперь тоже отказываются открывать спецсчета, потому что понимают: потом этими финансами они просто не смогут воспользоваться, указал собеседник. «Проблема есть, но именно в отсутствии переходного периода. Если же контракт по гособоронзаказу заключен с сентября 2015 года, и на спецсчет изделия падает 100% предоплаты, то мы этому только рады – это обеспечивает производство и защищает финансы от любых манипуляций», – заключает Виталий Латыпов.
Пойдет ли правительство страны на смягчение закона, будет зависеть от количества недовольных, считают эксперты Chel.ru.
«Выполнение оборонного заказа находится под особым контролем, поэтому любая серьезная проблема, способная остановить производство, не останется без внимания, – уверен аналитик группы компаний «Финам» Алексей Калачев. – В текущих условиях, если позиция челябинских и брянских депутатов будет поддержана их коллегами из других областей и руководством промышленных предприятий, она может быть услышана, и введение новых правил может быть приостановлено. Если же недовольных окажется мало, то ситуацию додавят».
Государство заинтересовано в контроле за качеством продукции оборонного назначения, прозрачности расчетов, повышении ответственности производителей по каждой номенклатурной позиции, указывает аналитик. «Понятно, что новые требования на начальном этапе повышают издержки, требуют более сложного учета и отчетности, и большего числа специалистов, но с течением времени это вполне решаемая задача, – считает Алексей Калачев. – Другое дело, что момент выбран не самый удачный – перерабатывающие производства и особенно машиностроительные предприятия испытывают трудности кризисного периода сильнее прочих отраслей, и новые правила еще более сузят им пространство для маневра».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com