Женщины предпочитают пользоваться простыми банковскими продуктами, такими, как открытие счета или оформление кредита. Но, в отличие от мужчин, берут кредиты на более доступные товары, выбирая банк в основном по рекомендациям или личному опыту. К такому выводу пришли банкиры, проанализировав финансовое поведение прекрасной половины человечества к празднику.
В этом году женщин стали реже интересовать нецелевые кредиты наличными, а вот спрос на POS-кредитование, наоборот, растет, отмечают аналитики Банка Хоум Кредит. Если год назад около 68% женщин-респондентов банка отдавали предпочтение кредитам наличными, то в этом году их доля снизилась до 56%. Примерно 21% планирует получить POS–кредит, а в прошлом этот показатель был равен 16,7%. В 2015 году тройку востребованности замыкали кредитные карты. Сегодня интерес как к открытию новых кредитов, так и к использованию уже имеющихся поутих.
«В условиях экономической рецессии, нестабильности валютного рынка и периодических всплесков инфляционных ожиданий, мы наблюдаем изменение структуры целей розничного кредитования. Стоит выделить рост привлекательности для женщин доступных товаров, таких как бытовая электроника, мобильные телефоны и кредитов на них, – поясняет аналитик банка Хоум Кредит Станислав Дужинский. – Мужчины, наоборот, меньше готовы покупать не очень дорогие товары, а стремятся получить кредит на то, чтобы сделать ремонт например». По его словам, несколько снизилось число респондентов-женщин, которые готовы взять кредит на платные медицинские и образовательные услуги, хотя по-прежнему их число выше по сравнению с мужчинами. «В обеих группах отмечен стабильный спрос на недвижимость. Это может быть объяснено стремлением вкладывать деньги в долгосрочные цели из-за боязни обесценения сбережений», – добавил аналитик.
Все чаще среди ипотечников встречаются женщины с высоким доходом, которые выступают единственным заемщиком и самостоятельно выплачивают всю задолженность по кредиту. «Нельзя сказать, что данная категория заемщиков значительная, однако она имеет тенденцию к увеличению», – поясняет директор департамента розничных кредитных продуктов СМП Банка Наталья Коняхина. Но пока, по ее словам, основным заемщиком по ипотеке чаще выступает мужчина как глава семьи.
«Женщины более ответственны, и именно они чаще оформляют ипотеку», – считает президент НКО «Союз женщин-предпринимателей» в Челябинске Вера Соколова. К тому же, по ее наблюдениям, женщины, помимо основной своей задачи – украшать мир – все чаще создают свой бизнес, поэтому также востребованы зарплатные проекты и эквайринг.
В России больше 80% населения пользуются услугами банков.
Женщины 30-40 лет с одним или двумя детьми – вот основной портрет заемщика в Уральском банке реконструкции и развития. Как рассказала директор филиала «Южно-Уральский» ПАО «УБРиР» Галина Родина, данный сегмент отличается хорошим кредитным поведением, а также лояльностью к новым предложениям со стороны банка. Например, мужчины-заемщики в более молодом возрасте (до 35 лет), напротив, менее ответственны и «забывчивы», они чаще допускают просрочки. Поэтому потребительские кредиты чаще одобряются женщинам. В целом же, 60% всех кредитов уходит на проведение ремонта и строительство, 10% – на покупку автомобиля, 5% от всех запросов на кредиты – это займы на обучение, 4% – на отпуск и отдых, по 3% – на приобретение бытовой техники и мебели.
«Времена, когда женщины в силу особенностей психологии брали кредиты на покупку понравившейся шубы или дорогого украшения прошли, и сейчас клиенты и мужчины, и женщины более обдуманно подходят к покупкам и стараются рассчитывать свои финансовые возможности, – объясняет региональный директор ОО «Челябинский» Уральского филиала ПАО «Промсвязьбанк» Алексей Юхачев. – Тем более и банки, как вы знаете, ужесточили требования к заемщикам. По нашей практике, самым распространенным видом кредита остается кредит на покупку автомобиля».
В ВТБ24, наоборот, отмечают, что число женщин, желающих приобрести машину в кредит за последние пять лет, снизилось с отметки 35% до 31%, тогда как число заемщиков-мужчин выросло – с 65% до 69%. Эксперты предполагают, что это происходит из-за ситуации в экономике страны, при которой женщины, будучи внимательнее и осторожнее мужчин, решили отложить покупку авто, либо использовать больше собственных средств. Также примечательно, что женщины стараются покупать новые машины. А в выборе автомобильных марок они схожи с мужчинами – в 2015 году уральские автолюбители отдавали предпочтение KIA, Lada и Hyundai.
Зато у женщин выше сберегательная активность. К примеру, 55% вкладчиков СМП банка – женщины. «Однако при этом средняя сумма вклада у мужчин выше на треть: у женщин средняя сумма срочного вклада в нашем банке 525 тыс., у мужчин – 700 тыс. руб. Данная статистика в определенной степени объясняется более высоким уровнем дохода мужчин», – рассказывает вице-президент СМП Банка Роман Цивинюк, добавив, что при этом мужчины более склонны к рисковым стратегиям.
Но есть у мужчин и женщин и схожие стороны – каждый из клиентов смотрит на репутацию банка и количество отделений и банкоматов. Среди дополнительных функций первые места занимают оплата услуг: Интернет, коммунальные, сотовая связь. В этом мужчины и женщины опять похожи – более 60% людей пользуются данной услугой через банк.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com