Бизнес Магазины заплатят за музыку

Магазины заплатят за музыку

Рестораторам и владельцам торгово-развлекательных комплексов намерены предложить «музыкальное ОСАГО» – в России появятся приложения к мобильным устройствам, которые помогут бизнесу легально транслировать любое музыкальное произведение в высоком качестве. При этом авторы будут получать свои законные гонорары адресно. Подробнее о законопроекте и мнение представителей бизнеса о грядущем нововведении – в тексте на Chel.ru.

Минкомсвязи разработал проект поправок в Гражданский кодекс, который совершенствует механизм защиты авторских прав. По мнению разработчиков, деятельность аккредитованных организаций, осуществляющих управление без договора с авторами, дискредитировала себя и должна быть упразднена. Ей на смену придет здоровая конкуренция. Законопроект сейчас готовится к внесению в правительство, пишет «РГ».

Сейчас практически все владельцы магазинов, ресторанов и других публичных мест, где проигрывают музыку, видео, да и просто включают радио, платят авторский сбор. В среднем он составляет семь-десять тысяч рублей в месяц и идет в общий авторский котел. А потом средства распределяются среди правообладателей. Но проблема в том, что не ведется учет, какую музыку и сколько раз проиграли и кому больше причитается.

Глава Сообщества пользователей авторских и смежных прав Анатолий Семенов предлагает страховать ответственность за соблюдение авторского права. Владельцы кафе и ресторанов не понесут дополнительных трат, так как все равно платят деньги за музыку, считает автор этой идеи.

Предложение о ведении в России «музыкального ОСАГО» войдет в «Доклад о системных проблемах предпринимательства в сфере интеллектуальной собственности», который сейчас готовит уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов.

Представители бизнеса не возражают против платы за воспроизведение музыкальных композиций, поскольку музыка – одна из возможностей доставить клиентам удовольствие.

«Предложенная система схожа с ЕГАИС – учетом алкоголя в автоматическом режиме, – считает соучредитель ООО «Пиццамания» Алексей Носков. – Плату за музыку считаю нормой, потому что музыка – это тоже некий продукт или ресурс, который позволяет получать нам выгоду от продаваемых блюд. Мы же платим за коммунальные услуги, покупаем ингредиенты для блюд, оплачиваем труд работников, тратя на это средства и учитывая их потом в стоимости наценки. Музыкальное сопровождение – один из таких ресурсов. И я уже много лет плачу «Российскому авторскому обществу» (РАО) и «Всероссийской организации интеллектуальной собственности» (ВОИС). И если это будет автоматизировано, наверное, неплохо и, возможно, станет проще».

По словам Носкова, очень многие компании платят за «усредненные» плей-листы, хотя по закону нужно составить весь реестр музыкальных произведений, воспроизводимых в заведении, и оплачивать треки согласно этому реестру. Соответственно, теоретически РАО должно насчитывать и отчислять премию каждому собственнику и исполнителю произведения в зависимости от количества воспроизведения. «Но все это носит настолько невероятный и реально не исполнимый характер бумажной работы, что многие приравнивают плейлист ресторана к какой-нибудь из радиостанций, – продолжает соучредитель «Пиццамании». – А это не совсем корректно – правильнее платить каждому за его труд, а не всем подряд по чуть-чуть».

Респонденты сайта опасаются, что внедрение предложения Минкомсвязи потребует серьезных вложений.

«То, что предлагается сейчас – что исполнили, то оплатили – гораздо правильнее, но могут возникнуть проблемы другого характера, – считает Алексей Носков. – Наверняка придется приобретать какое-то оборудование. Учитывая то, что защита авторских прав – государственная программа, этот проект Минкомсвязи будет реализован с помощью частного инвестора, как, например, с видеокамерами на дорогах. То есть, он закупит какое-то оборудование, запустит в работу и начнет его продавать, зарабатывая при этом. А платить за все это будет бизнес. То есть это будет платная услуга за наш счёт, которой к тому же мы будем обязаны воспользоваться. И, дай бог, если оно будет стоить разумных денег!»

Представители бизнеса уверены: если для внедрения проекта Минкомсвязи понадобятся заметные инвестиции, то сразу же появятся альтернативные проекты.

«Их принцип будет тот же самый: покупаешь устройство с возможностью подключаться к какому-то серверу через Интернет, а там будет храниться контент каких-нибудь молодых дарований – талантливых ребят, которые готовы давать слушать свои произведения чуть ли не бесплатно просто за пиар. И тогда у этой глобальной программы министерства есть очень большая вероятность не состояться, потому что, что бы оно ни сделало, альтернатива будет дешевле, работая при этом в рамках закона».

Стоит отметить, что местные рестораторы уже начали тестировать варианты, альтернативные ежемесячным отчислениям в РАО и ВОИС.

«В нашем ресторане установлены облачный интернет-сервис и система легального использования музыки с сохраняемым авторским правом контента “Бубука”, – рассказал управляющий партнер гастрономического ресторана «Базилио» Артур Андреев. – Суть в том, что устанавливается некая программа, которая воспроизводит из облачного сервера легальный контент и автоматически начисляет авторские гонорары. Какой трек отыграл, за тот и заплачено. Весьма интересная альтернатива РАО и ВОИС, только дешевле и гораздо удобнее: её достаточно настроить один раз – и забыть, при этом музыка играет разная, контентом управлять не нужно, хотя и можно при желании. Подписка ежемесячная – покупаются права на воспроизведение, при этом гонорар правообладателям начисляется автоматически, с учетом того, какие треки проиграны. То есть, все то, что предложено в законопроекте Минкомсвязи, давно внедрено и опробовано “Бубукой”».

«На сайте РАО есть цены, замечу, достаточно приемлемые, и, если предприниматели вникают во всё это, в расценки, то не видят смысла “бодаться” с РАО и заключают договоры, – комментирует управляющий партнер юридической компании «Гаврюшкин и Партнеры» Сергей Гаврюшкин. – В больших городах, если Российское авторское общество начинает заниматься соблюдением закона об авторском праве, то предприниматели обходят закон не часто. А в провинциальных городках, где РАО не работает, договоров практически нет».

Штрафы за нарушение прав правообладателей и авторов установлены Гражданским кодексом. Компенсация за факт нарушения предусмотрена в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей – в каждом случае индивидуально, указал эксперт.

По словам Гаврюшкина, в нашем регионе подобных судебных разбирательств масса. Истцом выступают РАО или рестораны, которые не согласны с его решением.

«Я защищал ресторан “На старом месте” – собственники сдавали его в субаренду московской конторе, которая при презентации продукции использовала музыкальное произведение, – рассказал Сергей Гаврюшкин. – Пришел представитель РАО и стал предъявлять претензии ресторану. Нам удалось убедить суд, правда, только во второй инстанции, в том, что собственник, сдавший помещение в субаренду, не причиняет вред, не имеет умысла и не должен никаким образом – ни солидарно, никак отвечать. А вообще заведению грозил штраф в 250 тысяч рублей». В дальнейшем этот ресторан заключил договор с РАО, отметил респондент. «Но в общей массе своей РАО такие процессы выигрывает и, как правило, взыскивает компенсации с заведения, а впоследствии заключает лицензионные договоры».

Законопроект Минкомсвязи ничего кардинально и не улучшит, но, возможно, некоторые авторы начнут получать чуть большее вознаграждение, считают эксперты.

«Но на количество контрафактов копий этот закон существенно не повлияет – как делали, так и продолжат их делать. Обойти приложение тоже проблем особо не составит, – добавляет начальник юротдела Уральской ассоциации по защите интеллектуальной собственности Алексей Полянко. – Разумеется, систему по авторским отчислениям менять в России необходимо, но для этого нужны существенные изменения в часть 4 Гражданского кодекса РФ. Ответственность должна быть четко прописана в законе, а там пока только общие фразы прописаны, которые существенно положение правообладателей и авторов не улучшают. В общем, я очень сомневаюсь, что в бизнесе этот проект заработает».

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления