Конкурс ценой в 120 миллионов рублей на право заключения договора на проектирование нового аэровокзального комплекса международного аэропорта Челябинска приостановлен. Челябинское УФАС России пошло на такой шаг после получения жалобы на действие заказчика аукциона – АО «Челябинское авиапредприятие» со стороны ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект». Какие требования выдвигаются заказчиком аукциона, в чем суть жалобы, а также о том, кто может спроектировать аэровокзал – в тексте на Chel.ru.
На что жалуются
Как сообщал Chel.ru в начале марта, «Челябинское авиапредприятие» ищет проектировщика нового аэровокзального комплекса внутренних/международных воздушных линий Международного аэропорта «Баландино – Челябинск (CEK)». Конкурс стартовал 1 марта, заявки принимаются до 30 марта. Начальная цена договора – 120 млн рублей, а окончательная цена должна быть определена по результатам проведения конкурентных переговоров.
Итоги аукциона планировалось подвести 1 апреля 2016 года. Однако 22 марта в антимонопольный орган региона поступила жалоба ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» на действия ОАО «Челябинское авиапредприятие» при проведении конкурентных процедур.
Так, согласно положению об аукционе, от участника требуется опыт работы – его «портфолио» должно содержать не менее четырех договоров за последние пять лет на выполнение работ по проектированию зданий и сооружений авиационной инфраструктуры, включающей аэровокзальный комплекс площадью не менее 20 тысяч кв. м.
«По нашему мнению, данное требование нарушает статью 17 ФЗ 135 “О защите конкуренции”, так как оно ограничивает количество участников закупки, – отмечает в жалобе ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект». – Площадь проектируемого объекта определяется в процессе выполнения проектных работ и может составить менее установленных критерием оценки заявок в 20 тысяч кв. м».
Именно на стадии выполнения проектных работ, а не на стадии формирования заявки определяется и часть иных требований по технической проработке проекта. Это уровень экологичности и энергоэффективности материалов, уровень сочетания типовых и индивидуальных планировочных решений и прочее, указано в жалобе, с полной версией которой можно ознакомиться здесь.
Согласно уведомлению, размещенному на сайте Челябинского УФАС России, жалоба будет рассмотрена днем 30 марта.
Кто именно хотел поучаствовать в конкурсе, неизвестно. «Срок подачи заявок должен был наступить 25 марта, но в Челябинское УФАС России поступила жалоба, и закупку приостановили, – пояснила Chel.ru представитель договорного отдела ОАО «Челябинское авиапредприятие» Светлана Хапилина. – Завершить прием заявок планировалось 30 марта. Проведение конкурентных переговоров было назначено на 31 марта, подведение итогов – на 1 апреля».
Какой он, будущий аэровокзал
Согласно конкурсной документации, проект нового аэровокзального комплекса челябинского аэропорта должен быть завершен до 11 апреля 2017 года.
Проектировщики должны предусмотреть строительство здания аэровокзального комплекса аэропорта для обслуживания внутренних и международных рейсов, строительство привокзальной площади, стоянки для транспорта, аванперрона и перрона для стоянки воздушных судов при организации посадки. Новый аэровокзальный комплекс должен обеспечить процессы обслуживания пассажиров и багажа одновременно на вылет и на прилет. При этом пропускная способность совмещенного пика международных и внутренних воздушных линий комплекса составит 1030 пассажиров в час (300 и 730 соответственно).
Напомним, на реконструкцию аэропорта изначально были запланированы средства со сроками проектирования в 2015–2016 годах и последующим выполнением строительно-монтажных работ в 2018–2019 годах; предполагалось, что из федерального бюджета финансирование поступит в объеме 2,8 млрд рублей, за счет частных инвесторов проект получит 1,3 млрд рублей. Но в связи с подготовкой Челябинска к проведению саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году региональные власти обратились в Совет Федерации РФ с предложением включить в ФЦП «Развитие транспортной систем России (2010–2020) дополнительное финансирование в размере 4,8 миллиарда рублей на реконструкцию аэропорта Челябинск.
Чем грозит ограничение конкуренции
По мнению представителей сферы проектирования, положения аукциона принципиально отсекают возможность участия в нем российских компаний.
«Заказчик аукциона не просто ограничивает количество участников, я вообще думаю, что в России на сегодня нет фирм с таким опытом, – комментирует главный инженер инжинирингового центра «Номинус-проект» Владимир Краснов (компания занимается проектированием крупных объектов в различных сферах деятельности). – Условия, по которым проводят подобные аукционы, подходят только зарубежным фирмам. И в подобном устройстве закупок есть смысл: откат через зарубеж проще спрятать. А даже если и выиграет чисто российская фирма, будет саботаж».
Причем саботаж этот может быть нескольких видов, считает эксперт. «Для начала попробуют саботировать саму идею отдачи подобного проекта российскому игроку, – поясняет Владимир Краснов. – Отдадут подставной фирме, которая только попытается это сделать и прогорит. И по возможности эта фирма должна будет кинуть всех подрядчиков, чтобы и тут нанести максимум урона. А при отчете скажут: «Ну мы же говорили, что так и будет!» Ну, допустим, этот барьер участник как-то обойдет, тогда другой саботаж: не отдать ему деньги или сильно затянуть с оплатой. Это или финансово уничтожит игрока, или приведет к тому, что деловые и профессиональные связи сильно пострадают. Люди просто разругаются из-за копеек».
Современный высокотехнологический инжиниринг – это мировой многомиллиардный бизнес. И в мире есть по меньшей мере десять зарубежных миллиардных компаний, которые кровно заинтересованы в недопущении российских игроков хотя бы на российский рынок, уверяет Владимир Краснов.
«Почему нет российских игроков в сфере инжиниринга? Просто опыт остался у советского наследия, а в 90-е и 2000-е годы крупные объекты просто не проектировались, соответственно не на чем было набивать руку, – продолжает он. – Откуда у молодого парня-проектировщика может сейчас появиться опыт по созданию заводов и других крупных объектов, если в аукционах зачастую прописывают наличие опыта из нескольких спроектированных объектов?!».
Но у медали традиционно две стороны, напоминает респондент. «Если отдать подобную работу российской “белой” фирме, может получиться так, что первый блин будет комом, – говорит Владимир Краснов. – А не дать возможности проектировать нашим – значит так и продолжат работать на подобных объектах иностранцы. В общем, замкнутый круг получается».
Денег маловато
И все же в России немало конструкторских бюро и инжиниринговых компаний, заявляющих о готовности к проектированию в числе прочих объектов также и зданий аэропортов и другой инфраструктуры аэродрома, однако специализирующихся именно на этом – почти нет, указали эксперты.
«ФГУП ГПИ и НИИ ГА “Аэропроект” является в России основным профильным проектировщиком объектов аэропортовского хозяйства с давней историей и длинным списком реализованных проектов, – комментирует эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. – Полноценных конкурентов компании в России назвать трудно, но возможно участие в конкурсе зарубежных проектировщиков».
По словам Алексея Калачева, 120 млн рублей – это небольшая сумма на проектирование, но все дело в масштабах проекта: это всего 2,73% от общей стоимости проекта на 4,2 млрд рублей. При этом пропускная способность аэровокзала (с учетом международных и внутренних воздушных линий) должна составить 1030 пассажиров в час.
Для сравнения он привел другие конкурсы на разработку проектно-сметной документации: аэропортового комплекса «Южный» (год назад выиграл «Аэропроект») и нового здания аэровокзала в Южно-Сахалинске (в 2015 года выиграло ООО «Управляющая компания «Группа 100»).
«Стартовая цена разработки в первом случае составляла всего 1,3% от общей стоимости программы в 37,2 млрд рублей, при этом пропускная способность пассажирского терминала планировалась вполне сопоставимой – 1700 пассажиров в час, – рассказал Алексей Калачев. – Во втором случае стартовая цена разработки составила 5,7% от общей стоимости программы в семь млрд рублей, однако позднее проект был признан слишком дорогим, контракт с организацией приостановили, и назначили новый конкурс. Таким образом, чтобы уложиться в 120 млн рублей за проект комплекса международного аэропорта Челябинска, нужны будут какие-то совсем уж минималистские решения».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com