На сайте 74.ru стартует новый проект «Дизайн-субботник». Он реализуется совместно со специалистами компании I am и по аналогии с традиционным весенним городским субботником призван навести порядок в окружающем нас пространстве, повысить уровень визуальной культуры Челябинска. Проще говоря, украсить мир. В ходе проекта профессионалы будут пересматривать дизайны знаковых региональных брендов, демонстрируя процесс поиска идей и решения дизайнерской задачи и публично комментируя ход своих мыслей.
Для начала мы выбрали неожиданный объект – челябинское маршрутное такси. Существующий институт этого вида общественного транспорта сложно отнести к разряду брендов, однако, он может и должен стать таковым.
Челябинцы активно пользуются маршрутным такси, но при этом предъявляют к нему огромное количество (и зачастую заслуженно) претензий. Мы уверены, что общественный транспорт должен быть цивилизованным со всех точек зрения, и подойдем к этому со своей – дизайнерской.
Сначала нужно оценить текущее положение дел. Пока не существует (исполняемых) стандартов, все выглядит и работает ужасно: уровень «разнобоя» в оформлении маршруток – максимальный из возможных, к тому же все, что нанесено на бортах, – отвратительно выполняет информационную функцию.
Главное, что должно быть видно лучше всего, – это номер маршрута, его начало и конец. Что касается списка остановок, в жизни пассажир, стоя на остановке, зачастую не успевает их прочитать.
Указание ключевых точек, скорее всего, – следствие постоянно задаваемых вопросов, вроде: «А вы через цирк?».
Но сейчас нелепо нанесенная информация почти не работает, и половина пассажиров все равно спросит: «А вы точно через цирк?».
На следующую «большую» мысль нас наводит вопрос, который задают чаще всего: «Есть места?». В идеальном мире (а именно о нем мы хотим говорить) вся информация на борту маршрутки сильно выиграет, если сможет стать динамической.
Использование динамики кратно повысит информативность.
В ходе работы мы поняли, что отведем непосредственно брендингу не более 10% времени, когда большинство проблем с эстетикой будет уже решено силами информационного дизайна. Логотип и фирменный стиль в обычном понимании для маршрутного такси – вторая по важности задача.
Знак должен однозначно считываться и моментально запоминаться. У всех нас есть в голове архетипичный символ такси – это, конечно же, шашечки.
Обычно эти пять квадратов располагают так же, как олимпийские кольца. Если повернуть композицию на 180 градусов, мы получаем форму буквы «М». Нужно ли выдумывать что-то еще?
Еще ряд улучшений, родившихся в ходе штурмов, направлены на исправление имиджа, повышения престижности для водителей и психологического комфорта для пассажиров. Опосредованно все это повлияет и на безопасность. Подробности проекта – здесь.
В каких муках рождался бренд для челябинских маршруток – в сюжете на 74.ru.
Комментарии экспертов
Елена Герасименко, директор 74.ru:
«Уверена, что большинство наших читателей скажет: "Совсем сдурели... Красоту на маршрутках наводить! Экология ужасная, в городе грязь, разбитые дороги, на маршрутках просто ездить опасно! Какой тут дизайн?!" В чем-то они будут правы, но фантазеры и мечтатели двигают прогресс, как бы пафосно это ни звучало. Проект "Дизайн-субботник" в первом выпуске поработал над челябинскими маршрутками. Велика вероятность, что этот проект никогда не будет реализован. С другой стороны, его идеи могут быть подхвачены заинтересованными предпринимателями, работающими на маршрутах в высокой конкурентной среде. Пассажирам гораздо приятней и спокойней садиться в красивую маршрутку. А если еще и водитель в форме! Ведь форма дисциплинирует, а дисциплина – это безопасность».
Эркен Кагаров, арт-директор студии Артемия Лебедева:
«При всей важности задачи и множестве разумных мыслей проект пока получился очень эскизным. Это, скорее, формирование задачи, чем готовое решение. Наверное, от такого формата, как “субботник” и не стоит ждать большего. Хотелось бы дать несколько комментариев к деталям:
на старой маршрутке информация хаотична и не ранжирована, но тексты крупного размера считываются легче;
не полностью используются возможности дисплея, в частности, по мере движения можно показывать актуальную часть оставшегося маршрута крупнее, не тратя место на пройденную;
цветовая кодировка – это хороший ход (такой, кстати, использовался еще в 30-е годы прошлого века), но при расположении узких цветовых отметок впритык, глазам их сложнее считывать, цвета смешиваются;
не имеет большого смысла отнимать высоту у текста второй (точнее, первой) строчкой. Главное – показать, куда идет транспорт (откуда – непринципиально). Тем более, что текст может сдвигаться;
электронные табло все же недешевое удовольствие, их площадь стоит сокращать.
тем не менее представленный на обсуждение результат может стать важным шагом к созданию эстетичного и полезного проекта».
Светлана Яровая, руководитель мастерской графического дизайна Русско-Британского института управления:
«Задача создания бренда челябинской маршрутки – прежде всего задача информационного дизайна: удобные читаемые таблички, схемы движения и цветовое кодирование. Все это требует времени и тщательности проработки деталей. Мне понравилась решение с LED-экранами, которые позволят использовать отличную идею с геолокацией, направлением движения и количеством свободных мест в маршрутке. Конечно, необходима доработка системы крепления и дизайн формы указателей на крыше, работа с кеглем шрифта, остаются вопросы с использованием инверсии на указателях. Но важно, что в рамках дизайн-субботника родилась жизнеспособная визуальная идея и логотип – простой, узнаваемый, который отлично работает со смыслом.
Дизайн городского пространства, город как комфортная, доброжелательная и красивая среда – отличная тема для дизайн-субботников. Студенты нашей мастерской готовы сотрудничать с профессиональными дизайнерами компании I am».
Алевтина Даутова, директор ООО «Аль-Транс»:
«Маршрутных такси в Челябинске и в России просто нет – на основании постановления правительства №112 от 14.02.2009, и соответственно, логотипы "шашечки" и надписи "маршрутное такси" незаконны. Все внешнее и внутреннее оформление автобусов должно соответствовать этому документу. Все работающие микроавтобусы, которые многие называют по старинке "маршрутками", работают на внутримуниципальных автобусных маршрутах по маршрутной сети города Челябинска на тех же основаниях и правилах, что и муниципальные рейсовые автобусы, соответственно, и оформляться внешне должны аналогично. Поэтому называть их "маршрутки" и "маршрутное такси" тоже неправильно».
P.S. А что думаете вы, уважаемые читатели, о попытке задать новый вектор развития для такого элемента транспортной инфраструктуры, как всем привычные маршрутки? Какие идеи дизайнеров вас зацепили, с чем вы готовы поспорить? Высказать свое мнение, задать вопрос, подискутировать с дизайнерами и экспертами можно здесь же, в комментариях под статьей. Предлагайте также свои варианты для будущих серий «Дизайн-субботника» – напишите, какие челябинские бренды нуждаются, на ваш взгляд, в обновлении и редизайне.
Фото: Фото и видео предоставлены компанией I am