Бизнес Маршруткам Челябинска придумали бренд

Маршруткам Челябинска придумали бренд

На сайте 74.ru стартует новый проект «Дизайн-субботник». Он реализуется совместно со специалистами компании I am и по аналогии с традиционным весенним городским субботником призван навести порядок в окружающем нас пространстве, повысить уровень визуальной культуры Челябинска. Проще говоря, украсить мир. В ходе проекта профессионалы будут пересматривать дизайны знаковых региональных брендов, демонстрируя процесс поиска идей и решения дизайнерской задачи и публично комментируя ход своих мыслей.

Маршруткам Челябинска придумали бренд | 74.ruМаршруткам Челябинска придумали бренд | 74.ru

Для начала мы выбрали неожиданный объект – челябинское маршрутное такси. Существующий институт этого вида общественного транспорта сложно отнести к разряду брендов, однако, он может и должен стать таковым.

Челябинцы активно пользуются маршрутным такси, но при этом предъявляют к нему огромное количество (и зачастую заслуженно) претензий. Мы уверены, что общественный транспорт должен быть цивилизованным со всех точек зрения, и подойдем к этому со своей – дизайнерской.

Сначала нужно оценить текущее положение дел. Пока не существует (исполняемых) стандартов, все выглядит и работает ужасно: уровень «разнобоя» в оформлении маршруток – максимальный из возможных, к тому же все, что нанесено на бортах, – отвратительно выполняет информационную функцию.

Как выглядят маршрутки сейчас
Как выглядят маршрутки сейчас
Как выглядят маршрутки сейчас
Как выглядят маршрутки сейчас
Как выглядят маршрутки сейчас
Как выглядят маршрутки сейчас
1 из 3
Как выглядят маршрутки сейчас

Главное, что должно быть видно лучше всего, – это номер маршрута, его начало и конец. Что касается списка остановок, в жизни пассажир, стоя на остановке, зачастую не успевает их прочитать.

Логичнее разместить их на специальном стенде, чтобы можно было ознакомиться с маршрутом заранее и ждать нужный номер
Логичнее разместить их на специальном стенде, чтобы можно было ознакомиться с маршрутом заранее и ждать нужный номер
Пример оформления подобного стенда в Риге
Пример оформления подобного стенда в Риге
1 из 2
Логичнее разместить их на специальном стенде, чтобы можно было ознакомиться с маршрутом заранее и ждать нужный номер

Указание ключевых точек, скорее всего, – следствие постоянно задаваемых вопросов, вроде: «А вы через цирк?».

Но сейчас нелепо нанесенная информация почти не работает, и половина пассажиров все равно спросит: «А вы точно через цирк?».

Рисуем простой эскиз универсальной таблички с номером, конечными остановками и возможностью указать промежуточные точкиРисуем простой эскиз универсальной таблички с номером, конечными остановками и возможностью указать промежуточные точки
Рисуем простой эскиз универсальной таблички с номером, конечными остановками и возможностью указать промежуточные точки

На следующую «большую» мысль нас наводит вопрос, который задают чаще всего: «Есть места?». В идеальном мире (а именно о нем мы хотим говорить) вся информация на борту маршрутки сильно выиграет, если сможет стать динамической.

Индустрия LED-экранов развивается стремительно, и мысль установить их на каждую маршрутку уже не выглядит фантастической
Индустрия LED-экранов развивается стремительно, и мысль установить их на каждую маршрутку уже не выглядит фантастической
Индустрия LED-экранов развивается стремительно, и мысль установить их на каждую маршрутку уже не выглядит фантастической
Индустрия LED-экранов развивается стремительно, и мысль установить их на каждую маршрутку уже не выглядит фантастической
1 из 2
Индустрия LED-экранов развивается стремительно, и мысль установить их на каждую маршрутку уже не выглядит фантастической

Использование динамики кратно повысит информативность.

Мы сможем показать, в какую сторону сейчас движется маршрут. Если привязать геолокацию, то можно показать, какие точки он уже проехал
Мы сможем показать, в какую сторону сейчас движется маршрут. Если привязать геолокацию, то можно показать, какие точки он уже проехал
Простые фотоэлементы в дверях позволят показать, сколько свободных сидячих мест в салоне, и, если их нет, сигнализировать издалека
Простые фотоэлементы в дверях позволят показать, сколько свободных сидячих мест в салоне, и, если их нет, сигнализировать издалека
Если систему развить дальше, можно указать и время до следующей маршрутки с этим номером
Если систему развить дальше, можно указать и время до следующей маршрутки с этим номером
Экраны позволят быстро переводить машину на другой маршрут, их можно перемонтировать со списанного на новый транспорт
Экраны позволят быстро переводить машину на другой маршрут, их можно перемонтировать со списанного на новый транспорт
Способы крепления, аэродинамику, вандалоустойчивость – все это необходимо проработать за рамками субботника
Способы крепления, аэродинамику, вандалоустойчивость – все это необходимо проработать за рамками субботника
Приходит идея закодировать районы цветом и быстро отличать маршруты по парам цветов
Приходит идея закодировать районы цветом и быстро отличать маршруты по парам цветов
Совсем другое дело!
Совсем другое дело!
1 из 7
Мы сможем показать, в какую сторону сейчас движется маршрут. Если привязать геолокацию, то можно показать, какие точки он уже проехал

В ходе работы мы поняли, что отведем непосредственно брендингу не более 10% времени, когда большинство проблем с эстетикой будет уже решено силами информационного дизайна. Логотип и фирменный стиль в обычном понимании для маршрутного такси – вторая по важности задача.

Знак должен однозначно считываться и моментально запоминаться. У всех нас есть в голове архетипичный символ такси – это, конечно же, шашечки.

Обычно эти пять квадратов располагают так же, как олимпийские кольца. Если повернуть композицию на 180 градусов, мы получаем форму буквы «М». Нужно ли выдумывать что-то еще?

Центральный квадрат в форме герба эмоционально приблизит маршрутки к общественному транспорту
Центральный квадрат в форме герба эмоционально приблизит маршрутки к общественному транспорту
Центральный квадрат в форме герба эмоционально приблизит маршрутки к общественному транспорту
Центральный квадрат в форме герба эмоционально приблизит маршрутки к общественному транспорту
Центральный квадрат в форме герба эмоционально приблизит маршрутки к общественному транспорту
Центральный квадрат в форме герба эмоционально приблизит маршрутки к общественному транспорту
Форма может перекочевать на схемы, герб становится уникальной булавкой
Форма может перекочевать на схемы, герб становится уникальной булавкой
1 из 4
Центральный квадрат в форме герба эмоционально приблизит маршрутки к общественному транспорту

Еще ряд улучшений, родившихся в ходе штурмов, направлены на исправление имиджа, повышения престижности для водителей и психологического комфорта для пассажиров. Опосредованно все это повлияет и на безопасность. Подробности проекта – здесь.

Хамоватый тон наклеек можно сменить на уникальный формат с новыми сообщениями
Хамоватый тон наклеек можно сменить на уникальный формат с новыми сообщениями
Лозунги-хокку и мотивирующие надписи смогут повлиять на репутацию маршруток
Лозунги-хокку и мотивирующие надписи смогут повлиять на репутацию маршруток
Водитель в форме ощущает себя иначе, что неизбежно скажется и на его вежливости, и на стиле вождения
Водитель в форме ощущает себя иначе, что неизбежно скажется и на его вежливости, и на стиле вождения
1 из 3
Хамоватый тон наклеек можно сменить на уникальный формат с новыми сообщениями

В каких муках рождался бренд для челябинских маршруток – в сюжете на 74.ru.

Комментарии экспертов

Елена Герасименко, директор 74.ru:
«Уверена, что большинство наших читателей скажет: "Совсем сдурели... Красоту на маршрутках наводить! Экология ужасная, в городе грязь, разбитые дороги, на маршрутках просто ездить опасно! Какой тут дизайн?!" В чем-то они будут правы, но фантазеры и мечтатели двигают прогресс, как бы пафосно это ни звучало. Проект "Дизайн-субботник" в первом выпуске поработал над челябинскими маршрутками. Велика вероятность, что этот проект никогда не будет реализован. С другой стороны, его идеи могут быть подхвачены заинтересованными предпринимателями, работающими на маршрутах в высокой конкурентной среде. Пассажирам гораздо приятней и спокойней садиться в красивую маршрутку. А если еще и водитель в форме! Ведь форма дисциплинирует, а дисциплина – это безопасность».

Эркен Кагаров, арт-директор студии Артемия Лебедева:
«При всей важности задачи и множестве разумных мыслей проект пока получился очень эскизным. Это, скорее, формирование задачи, чем готовое решение. Наверное, от такого формата, как “субботник” и не стоит ждать большего. Хотелось бы дать несколько комментариев к деталям:

  • на старой маршрутке информация хаотична и не ранжирована, но тексты крупного размера считываются легче;

  • не полностью используются возможности дисплея, в частности, по мере движения можно показывать актуальную часть оставшегося маршрута крупнее, не тратя место на пройденную;

  • цветовая кодировка – это хороший ход (такой, кстати, использовался еще в 30-е годы прошлого века), но при расположении узких цветовых отметок впритык, глазам их сложнее считывать, цвета смешиваются;

  • не имеет большого смысла отнимать высоту у текста второй (точнее, первой) строчкой. Главное – показать, куда идет транспорт (откуда – непринципиально). Тем более, что текст может сдвигаться;

  • электронные табло все же недешевое удовольствие, их площадь стоит сокращать.

  • тем не менее представленный на обсуждение результат может стать важным шагом к созданию эстетичного и полезного проекта».

Светлана Яровая, руководитель мастерской графического дизайна Русско-Британского института управления:
«Задача создания бренда челябинской маршрутки – прежде всего задача информационного дизайна: удобные читаемые таблички, схемы движения и цветовое кодирование. Все это требует времени и тщательности проработки деталей. Мне понравилась решение с LED-экранами, которые позволят использовать отличную идею с геолокацией, направлением движения и количеством свободных мест в маршрутке. Конечно, необходима доработка системы крепления и дизайн формы указателей на крыше, работа с кеглем шрифта, остаются вопросы с использованием инверсии на указателях. Но важно, что в рамках дизайн-субботника родилась жизнеспособная визуальная идея и логотип – простой, узнаваемый, который отлично работает со смыслом.

Дизайн городского пространства, город как комфортная, доброжелательная и красивая среда – отличная тема для дизайн-субботников. Студенты нашей мастерской готовы сотрудничать с профессиональными дизайнерами компании I am».

Алевтина Даутова, директор ООО «Аль-Транс»:
«Маршрутных такси в Челябинске и в России просто нет – на основании постановления правительства №112 от 14.02.2009, и соответственно, логотипы "шашечки" и надписи "маршрутное такси" незаконны. Все внешнее и внутреннее оформление автобусов должно соответствовать этому документу. Все работающие микроавтобусы, которые многие называют по старинке "маршрутками", работают на внутримуниципальных автобусных маршрутах по маршрутной сети города Челябинска на тех же основаниях и правилах, что и муниципальные рейсовые автобусы, соответственно, и оформляться внешне должны аналогично. Поэтому называть их "маршрутки" и "маршрутное такси" тоже неправильно».

P.S. А что думаете вы, уважаемые читатели, о попытке задать новый вектор развития для такого элемента транспортной инфраструктуры, как всем привычные маршрутки? Какие идеи дизайнеров вас зацепили, с чем вы готовы поспорить? Высказать свое мнение, задать вопрос, подискутировать с дизайнерами и экспертами можно здесь же, в комментариях под статьей. Предлагайте также свои варианты для будущих серий «Дизайн-субботника» – напишите, какие челябинские бренды нуждаются, на ваш взгляд, в обновлении и редизайне.

Фото: Фото и видео предоставлены компанией I am

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
115
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления