Холдинг «Сейхо-Моторс» при поддержке ПАО «Сбербанк» выставил в Челябинске на продажу два автоцентра на Копейском шоссе и производственный корпус, используемый для хранения автомобилей. Общая стоимость имущества – около 700 млн рублей. О причинах и стоимости продажи, а также кого, по мнению экспертов, могут заинтересовать эти объекты – в тексте на Chel.ru.
Принадлежащие крупному челябинскому автодилеру «Сейхо-Моторс» (реализует марки Porsche, Lexus, Toyota, Mitsubishi, Citroen, Peugeot и Skoda) автосалоны Citroen и Mitsubishi на Копейском шоссе в Челябинске и прилегающий к ним производственный корпус, который используется для хранения автомобилей, выставлены на продажу. Имущество, находящееся в залоге Сбербанка, будет реализовано по обоюдному согласию, отмечают в компаниях.
Общая площадь автосалонов – 11 тысяч кв. м, производственного корпуса – 22 тысячи кв. м. В лоты также входят права аренды участков под недвижимостью, действующие до 2027 года. Начальные цены лотов в сумме составляют около 700 млн рублей, аукционы назначены на середину июня.
«Никаких судебных взысканий и исковых требований в отношении юридических лиц группы компаний “Сейхо-Моторс” со стороны Сбербанка нет, – отметил заместитель управляющего Челябинским отделением Сбербанка Андрей Ручай. – Продажа инициирована собственником недвижимости, согласована и осуществляется при поддержке ПАО «Сбербанк» в рамках стратегии реализации непрофильных активов и снижения долговой нагрузки».
О том, что компания «Сейхо-Моторс» намерена оптимизировать расходы, сайт 74.ru писал еще год назад. Тогда сообщалось о планах сосредоточить все операции по продаже новых автомобилей, продаже автомобилей с пробегом, послепродажному обслуживанию, продаже запасных частей и аксессуаров на базе дилерского центра «Тойота Центр Челябинск Восток» на проспекте Ленина. Дилерский центр «Тойота Центр Челябинск Запад» приостановил работу с 15 мая 2015 года.
«Объединение операций в одном дилерском центре позволит нам повысить эффективность работы, улучшить качество управления процессами и сосредоточить все усилия на одной площадке, что, в свою очередь, повысит уровень удовлетворенности наших клиентов, – комментировал тогда исполнительный директор «Тойота Центр Челябинск Запад» Дмитрий Еременко. – Безусловно, прекращение операций «Тойота Центр Челябинск Запад» – это вынужденная мера, продиктованная снижением продаж новых автомобилей в России на 36% в первом квартале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».
Закрытие дилерского центра стало результатом финансовых проблем «Сейхо-Моторс»: на фоне возросшей кредиторской задолженности и сложной экономической ситуации у компании требовал возврата 200 млн рублей МДМ Банк. В конце 2015 года долги «Сейхо-Моторс» выкупило самарское ООО «Первая инжиниринговая компания».
Эта же компания выступала в суде правопреемником банка «Уралсиб», который изначально взыскивал с автохолдинга порядка 180 млн рублей долгов, пишет «Ъ». С ПИК был заключен мировой договор, согласно которому ей перешла часть активов «Сейхо-Моторс» на улице Братьев Кашириных, 135 в так называемой «автомобильной деревне».
«В 2016 году мы продолжаем реализовывать стратегию по улучшению финансовых показателей компании, в рамках чего предприняли активные действия по продаже избыточных коммерческих и непрофильных площадей, – сообщил Chel.ru владелец ООО «Сейхо-Моторс» Сергей Ерёменко. – Процесс продажи выстроен при поддержке ПАО Сбербанк и направлен, в первую очередь, на сокращение долговой нагрузки. Мы заранее готовились к реализации объектов и приостановили все текущие операции в указанных точках продаж еще в прошлом году. Что касается продажи механо-сборочного корпуса тракторных двигателей – данный объект является для нас непрофильным активом, хотя и с высоким потенциалом развития. С момента открытия в непосредственной близости крупного ТРК отмечаем повышенный интерес к объектам и считаем, что правильно выбрали момент для предложения имущественных комплексов на рынке».
В залоге у Сбербанка находятся и другие активы группы компаний, пишет«Ъ», однако конкретизировать, какие именно, в «Сейхо-Моторс» отказываются. Сейчас ПИК является партнером холдинга и участвует в бизнесе, уверяют в «Сейхо-Моторс». В частности, дилерские центры Skoda, Peugeot, Citroen и Porsche в «автомобильной деревне» принадлежат ПИК и развиваются в партнерстве с «Сейхо-Моторс».
Эксперты Chel.ru считают, что выставленные на аукцион объекты вполне могут заинтересовать бизнес-сообщество, однако указывают на несколько завышенную стоимость.
«Лоты интересны, потому что автоцентры действующие, а сейчас происходит смена игроков на рынке автодилеров, либо эти объекты можно использовать под автомастерские или что-то еще – изменить назначение помещения и участка, – комментирует директор по развитию риелторской компании «ООО Служба недвижимости» Денис Стукалов. – Место очень выгодное. Главные параметры соблюдены: транспортная доступность достаточно хорошая, расположение участка – замечательное, построенные объекты – великолепные, потому что у Toyota очень высокие требования к качеству объектов недвижимости».
«На мой взгляд, стоимость очень завышена – за такие деньги можно квартал построить, а не два салона! – считает руководитель отдела «Трейд-Ин» компании «Восток-Лада» Артем Кокоев. – По более адекватной стоимости вполне может быть кто-то и заинтересуется этими лотами. Но вообще сейчас в автоцентрах дела идут очень плохо – денег у людей нет, и соответственно продаж нет. Так что не исключаю, что выставление на аукцион этих салонов – результат того, что рынок продажи авто в стране находится в большом упадке».
Что касается соответствия заявленной цены рыночной, то сейчас просто нет такого понятия «рыночная стоимость», указали эксперты Chel.ru.
«Сейчас люди договариваются по факту, – поясняет Денис Стукалов. – Может обозначаться запрашиваемая стоимость объекта – в данном случае, скорее всего, это банк оценил объекты в сумму 700 млн. А когда будет найден хотя бы потенциальный интересант, думаю, что о цене будут договариваться, но это останется уже за кадром. Этикетные цены выставляются для привлечения внимания, как на охоте манок для утки. И, как правило, люди в таких крупных сделках договариваются не только о стоимости, но и об условиях оплаты и так далее».
Респонденты Chel.ru также напомнили, что это не первая попытка «Сейхо-Моторс» реализовать свои автоцентры и предположили, что на сей раз компания может реализовать задуманное уже к концу лета.
«Некоторое время назад на один из этих салонов у нас был потенциальный покупатель, но он посчитал цену завышенной – все-таки срок окупаемости таких объектов достаточно большой – и отказался, – комментирует председатель совета директоров ГП «Компаньон» Арсен Унанян. – Если бы экономическая ситуация в стране была нормальной, то заявленная цена выглядела бы адекватной. Но сегодня количество покупателей на рынке меньше, чем в прошлом и позапрошлом годах».
Покупатели найдутся, вопрос только во времени – не факт, что это быстро получится, считает господин Унанян. «Всех потенциальных покупателей можно известить в течение месяца – это фонды, те, кто профильно занимается автобизнесом и прочие компании, – продолжает Арсен Унанян. – По идее, до конца лета “Сейхо-Моторс” может выйти на сделку. Но в любом случае к концу сделки цена будет дисконтирована на 15-20 процентов».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com