Продажи бытовой техники и электроники в России в 2015 году упали почти на 20%. Об этом говорится в аналитическом отчете, опубликованном компанией «М.Видео». Больше всего, по данным ритейлера, пострадали сегменты ноутбуков, телевизоров и холодильников. Зато растут продажи «умных» браслетов и экшн-камер.
По данным федерального ритейлера, в прошлом году продажи на рынках бытовой техники и электроники составили 1,192 триллиона рублей, что на 19,6% меньше, чем в 2014-м. Аналитики из компании GfK зафиксировали менее серьезное, но все же значительное падение рынка – на 13,5% в денежном выражении и почти на 24% – в штучном.
По данным «М.Видео», в прошлом году в денежном выражении основную часть выручки ритейлерам обеспечила крупная бытовая техника, аудио- и видеотехника, компьютеры, мобильные устройства, а также малая бытовая техника.
При этом некоторые категории, несмотря на значительный общий вклад в объемы продаж, в минувшем году сильно «просели». Например, отрицательную динамику продолжает показывать рынок ноутбуков. Если в 2014 году, по данным компании, продажи этих устройств составляли 105,3 миллиарда рублей, то в 2015-м они сократились до 81 млрд. В количественном выражении реализация лэптопов упала с 4,9 млн до 2,9 млн штук. Лидерами на рынке ноутбуков остаются Lenovo (29,3%), Asus (22,9%) и Acer (16,5%).
Продолжает падать и сегмент планшетов. По данным «М.Видео», продажи в этой категории в 2015 году уменьшились в деньгах на 31% (до 54,3 миллиарда рублей), а в штуках – на 30% (до 6,6 млн устройств). Наибольшим спросом пользовались планшеты с диагональю 7 дюймов, в тройку лидеров вошли бренды Samsung (20,3%), Apple (19,8%) и Lenovo (14,9%).
Схожие данные по планшетным компьютерам приводит в своем отчете и аналитическая компания J'son & Parnters. По ее данным, продажи этих устройств в 2015 году сократились на 33% – с 9,3 миллионов до 6,2 млн штук.
Из отчета «М.видео» следует, что на 40% в штучном выражении упал рынок домашних консолей (с 726 тысяч до 435 тысяч устройств). В денежном выражении объем этого сегмента уменьшился на 18%. Падение в деньгах оказалось не таким существенным, как в штуках, поскольку средняя цена продаваемой игровой консоли увеличилась с 15 800 до 21 000 рублей. Однозначным лидером продаж стала PlayStation 4.
Значительное снижение как в штуках, так и в деньгах, показал рынок фототехники. Объем сегмента в рублях составил 18 миллиардов, что почти на 40% меньше, чем в 2014 году. В количественном выражении продажи составили 1,3 миллиона устройств – это на 52,7% меньше, чем годом ранее. В категориях зеркальных и компактных камер лидирует Nikon (48% и 37% соответственно), а в категории системных камер – Sony (59%).
Спрос на телевизоры в России в 2015 году упал на 47% – до 130,5 миллиарда рублей. Оборот в этой категории сократился на 33% – до 5,3 миллиона штук. При этом растет популярность ТВ-устройств разрешением Ultra HD – их доля на рынке составила 15,2%, продажи в штучном выражении выросли почти на 50%, а в денежном – на 37% при падении средней цены на 8%.
Объем рынка холодильников уменьшился на 20% – с 77,6 миллиардов рублей до 62,2 млрд руб. При этом из-за роста цен увеличилась доля продаж холодильников со статической системой охлаждения. В тройку лидеров входят LG (22%), Whirlpool Group (18%) и Bosch, Siemens (12%).
Рынок мелкой бытовой техники сократился в денежном выражении на 13%. больше всего пострадал сегмент кухонной техники, а наиболее устойчивой к рыночным изменениям оказалась техника для приготовления кофе.
Какие же сегменты рынка электроники и бытовой техники, несмотря на кризисную ситуацию, показали рост в 2015 году? В число таких категорий входят, например, наушники. Их продажи в 2015 году выросли на 18% – до 9,9 миллиарда рублей. Наибольшим спросом пользуются наушники ценовой категории до 1000 рублей, а в тройку лидирующих производителей входят Sony (21,3%), Sennheiser (13,1%) и Philips (12,9%).
Активно развивается рынок смарт-устройств, синхронизирующихся со смартфонами, в частности, «умных» браслетов и фитнес-трекеров. За 2015 год продажи таких гаджетов выросли на 43% в денежном выражении (до 300 миллионов рублей) и на 51% в штучном (до 62 тысяч устройств). Лидером рынка остается компания Jawbone, на долю которой приходится до 70% продаж.
Выросли в 2015 году продажи игровых аксессуаров. Например, онлайн-продажи геймерских мышек увеличились в полтора раза в денежном выражении, игровых клавиатур – на 92%, игровых наушников – на 82%.
Существенный рост, несмотря на снижение рынка фототехники, показала категория экшн-камер. Объем этого рынка увеличился на 68%, составив по итогам 2015 года 1,5 миллиарда рублей. Количество проданных камер выросло на 59%, достигнув 116 миллионов штук. Также аналитики отмечают развитие российского рынка радиоуправляемых беспилотников (дронов), главным драйвером роста которого являются недорогие любительские модели.
Что касается смартфонов, то этот рынок по итогам прошлого года увеличился на 9% и составил 267 миллиардов рублей, однако продажи в штуках при этом сократились на 5% – до 26,2 миллионов устройств. Аналитики «М.Видео» отмечают, что падение рубля значительно отразилось на средней стоимости смартфона – показатель увеличился на 14% и составил 10190 рублей. Выросла доля мобильных устройств на Android – это произошло за счет широкого ассортимента смартфонов B-брендов среднего и низкого ценовых сегментов.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com