Размещать в жилых домах гостиницы и хостелы скоро запретят. На днях Госдума приняла в первом чтении соответствующий законопроект. Его авторы считают, что иначе нарушаются права других жителей, проживающих в смежных с хостелами жилых помещениях. Что думают об этом представители бизнеса – в тексте на Chel.ru.
Госдума готова запретить использовать жилые помещения под хостелы и гостиницы. Такой законопроект уже принят в первом чтении. Так, авторы документа намерены защитить права других жителей, проживающих по соседству. Законопроект внесен в Госдуму в сентябре 2015 года группой депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по ЖКХ Галиной Хованской и ее заместителем Еленой Николаевой.
Оказывать гостиничные услуги можно будет только после перевода жилого помещения в нежилое и его оснащения системой звукоизоляции номеров, средствами противопожарной безопасности и охранной сигнализацией.
«Такие ограничения необходимо ввести, – поддержал запрет ранее вице-премьер РФ Дмитрий Козак. – Они должны быть достаточно жесткими, чтобы жилье не превращалось в объекты нежилого фонда». Однако он заметил, что запрет нужно вводить постепенно. Ведь пока такого закона не было, немало хостелов открыли в Санкт-Петербурге и в южных регионах. Нужно реализовывать запрет мягко, чтобы не лишить людей заработка, заявил вице-премьер.
Мнения экспертов о возможных негативных влияниях законопроекта на бизнес разделились. С одной стороны, они уверяют, что для Челябинска проблема размещения гостиниц и хостелов в жилых домах не актуальна. С другой, 98% существующих на рынке города хостелов и мини-отелей могут уйти с рынка или спрятаться в тень. Но такой резкий перепад в прогнозах связан исключительно с отсутствием определения хостела как такового.
«Таких бизнесов в Челябинске немного. Честно говоря, чтобы гостиница была в жилом доме, вообще редко встречается, – комментирует руководитель компании «IBC-недвижимость» Станислав Ахмедзянов. – Например, видел в Орске целый подъезд, переоборудованный под гостиницу, а в Москве – половину дома. Это случается, когда люди, допустим, на этапе строительства покупают площадками квартиры, а продать после введения дома в эксплуатацию ничего не могут – кризис. И чтобы хотя бы что-то с этим имуществом сделать, квартиры переоборудуют в гостиницы. Но не скажу, что для Челябинска эта ситуация классическая. Более того, я на данный момент не знаю, чтобы в Челябинске кто-то хотел купить что-то, что можно было бы назвать хостелом в моем понимании».
Возможно, хостелом можно назвать ту квартиру, которая в реальности очень плохо сдавалась в аренду и из нее сделали место для ночлега эмигрантов. К примеру, в квартире должны жить два человека, а поселили 12, рассуждает Станислав Ахмедзянов. «Но на самом деле чем такой хостел отличается от квартиры для долгосрочного проживания, от апартаментов и так далее?» – говорит он.
«Если закон примут окончательно, то хостелов либо станет меньше, либо просто они уйдут в незаконное, более скрытое, чем сейчас, существование, – комментирует индивидуальный предприниматель, управляющая хостелом SunShine Наталья Троян. – Для того, чтобы хостелы работали по закону, нужна нормативная база, которая в России до сих пор не создана. При этом не должен быть слишком жестким подход к бизнесу эконом-класса. Конечно, необходимо противопожарное оборудование, но не все владельцы хостелов смогут приобрести нежилые помещения или перевести существующие в статус нежилых. В Челябинске, думаю, около 98% хостелов и мини-гостиниц расположены именно в жилом фонде. А потому этот законопроект чреват закрытием этого бизнеса».
Новые ограничения выгодны отельерам – они способны принести им дополнительный поток клиентов и повлечь рост цен, уверены эксперты Chel.ru.
«Принятие закона спровоцирует рост цен за номер в гостиницах, потому что сейчас значительную долю рынка отхватывают именно квартиры, сдаваемые внаём, – считает генеральный менеджер отеля «Маркштадт» Светлана Брюханова. – Компаниям выгоднее поселить сотрудников в квартиру как минимум потому, что там есть кухня и стиральная машина. Соответственно, если этот рынок заблокируют на законодательном уровне, то поток гостей из квартир перейдет в гостиницы эконом-класса, что спровоцирует рост цен на средний тариф в гостиницах. Вот и получается, что для отельеров этот закон – огромный плюс, а для людей, которые получают доход от сдачи квартир внаём (а сдают они порой до 50 квартир и живут именно этим бизнесом, нигде больше не работая) – для них закончится данный источник финансирования».
Кстати, в других городах сдают квартиры внаём гораздо реже, а цены на гостиницы выше. Связано это с тем, что Челябинская область занимает второе место в России по количеству новостроек – люди зачастую переезжают в новостройки и сдают свои старые квартиры посуточно или помесячно, отметила госпожа Брюханова.
Между тем этот закон начнет работать исключительно при условии, что его исполнение будут контролировать, не сомневаются респонденты Chel.ru.
«Как известно, в России строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения, а потому этот закон будет работать только в том случае, если какая-то служба будет следить за его соблюдением, – говорит Светлана Брюханова. – Вопрос в том, кто за этим будет следить. Думаю, самый простой способ – обязать это делать МВД и участковых. Например, они могут делать запросы соседям, которые всегда знают, кто сдает квартиры».
Схожего мнения придерживается и Станислав Ахмедзянов. «По сути, этот запрет на рынок повлияет в том случае, если будет четкое определение понятия хостела и проверяющие начнут ходить и пугать всех штрафами, а если будет нечеткое определение – тогда беда: закон будут трактовать так, как кому выгоднее», – заключает он.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com