Чтобы купить полис ОСАГО, челябинцы занимают очередь с трех часов ночи. А в некоторых офисах страховых компаний им и вовсе отказывают. Chelfin.ru разбирался в сложившейся ситуации вместе с экспертами.
Ситуация накаляется
Автомобильные форумы пестрят гневными историями о невозможности застраховать машину, автовладельцы написали десятки жалоб в УФАС. Заключение договора ОСАГО в настоящее время занимает у южноуральцев в среднем до трех дней, в том числе из-за очередей, введения талонной системы, продолжительного обслуживания каждого клиента.
При этом сложности возникают в основном с новыми машинами. «Продлить полис можно без проблем на сайте – потом приезжаешь и забираешь. А вот когда впервые страхуешь машину, начинаются проблемы: очереди просто катастрофические, – делится опытом автовладелец Егор Грачёв. – В итоге я решил обратиться к агенту». Однако этот вариант тоже подходит далеко не всем: агенты страхуют в основном иномарки, а счастливым обладателям машины отечественного производства отказывают. Это в совокупности с ростом стоимости полиса приводит к тому, что год от года растет число автовладельцев, которые попросту отказываются от ОСАГО. По разным данным их доля сегодня колеблется от 15 до 60%. Кстати, в июне текущего года Госдума будет рассматривать законопроект, запрещающий Центробанку изменять базовую величину тарифов ОСАГО чаще одного раза в год.
В ст. 426 ГК РФ и ст. 1 Закона №40-Ф3 подчеркнуто, что договор ОСАГО является публичным. То есть страховщик обязан заключать договор с каждым, кто к нему обращается. Отказ не допускается.
Отдельная проблема – навязывание дополнительных страховок. Мы обзвонили 10 крупнейших страховых компаний Челябинска и все они «предлагают» дополнительное страхование. «Когда встал выбор: переплатить лишнюю тысячу за страхование гражданской ответственности или потратить еще несколько дней на то, чтобы застраховать и поставить на учет новый автомобиль, я предпочла первый вариант», – говорит автолюбитель Ольга Коробенко и добавляет, что давно смирилась с навязыванием дополнительных услуг: время дороже. Тем не менее мириться с ситуацией готовы далеко не все: в регионе возникают прецеденты, когда автовладельцы отстаивают свои права. Как писал 74.ru, прокуратура Кунашакского района внесла предостережение начальнику страхового отдела ООО «Росгосстрах» в селе Кунашак Альбине Файзулиной за отказ оформить автолюбителю ОСАГО без услуги страхования жизни и здоровья.
Реакция регуляторов
Публикации в СМИ и многочисленные обращения в антимонопольную службу заставили ведомство реагировать: вчера были проведены внезапные проверки страховых компаний. Специалисты Челябинского УФАС выехали непосредственно в офисы страховых компаний для проверки действий страховщиков на предмет соответствия антимонопольному законодательству. В частности, сотрудники изучали процесс заключения договоров ОСАГО, опросили автолюбителей и запросили документы по заключению данных договоров. Но это только первый этап проверки, выводы УФАС не обнародовала. Далее антимонопольщики проведут мониторинг на предмет наличия у страховых компаний бланков ОСАГО, будут направлены запросы страховым компаниям для изучения рынка. После анализа всех полученных документов антимонопольной службой будут сделаны соответствующие выводы, действия страховых компаний проверены на предмет соответствия «Закону о защите конкуренции» и при необходимости приняты меры антимонопольного реагирования.
В п. 2 ст. 16 Закона РФ №2300-1 «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 года) говорится о том, что обусловленность приобретения одних товаров обязательной покупкой других (проще говоря, навязывание дополнительных товаров и услуг) запрещена.
Реагирует на ситуацию и второй регулятор – ЦБ. Вчера текущая ситуация в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности, законодательные и рыночные инициативы, направленные на повышение доступности и качества предоставляемых страховщиками услуг, обсуждались в Банке России на встрече с представителями страховой индустрии. Основное внимание в ходе дискуссии было уделено законопроекту о введении обязанности для всех страховщиков по оформлению электронных полисов ОСАГО, вопросам организации ремонта в счет осуществления страховой выплаты по ОСАГО, созданию условий для бесперебойной продажи полисов ОСАГО в проблемных регионах. «Участники встречи пришли к единому мнению, что доступность полисов ОСАГО должна обеспечиваться целым комплексом мер – изменениями в законодательстве, ответственной работой каждого из страховщиков и координированными действиями Российского союза автостраховщиков», – говорится в сообщении Банка России.
Корень зла
Автоюрист Евгений Соловей причину очередной волны трудностей с получением ОСАГО видит в резком падении прибыльности этого бизнеса. Банк России в начале мая привел данные, в соответствии с которыми комбинированный коэффициент убыточности ОСАГО в 2015 году перешагнул планку в 100% и достиг 101,7%. «И это далеко не предел, большинство страховщиков готовится к ухудшению ситуации. К тому же Челябинская область находится в группе лидеров антирейтинга по убыткам страховщиков от ОСАГО», – поясняет Евгений Соловей.
Статистика Российского союза автострахователей (РСА) показывает, что лавинообразно растет доля нестраховых судебных выплат в ОСАГО (то есть выплат автоюристам), за последние пять лет она увеличилась в три раза. Доля выплат автоюристам только за 2015 год выросла на треть – с 33% до 43%. В Челябинской области выплаты по судам в прошлом году составили 50%. Для сравнения, в Свердловской – 10%.
По этой причине территориальный коэффициент в Челябинске больше, чем в Екатеринбурге, отсюда – и высокая убыточность, страховщики уходят из региона из-за того, что автоюристы разоряют компании.
Согласно Федеральному закону №223-ФЗ от 21.07.2014, необоснованный отказ страховщика в заключении публичных договоров и навязывание дополнительных услуг, не обусловленных федеральным законом, влечет административную ответственность. Соответствующие изменения внесены в ст. 15.34.1 Кодекса РФ об административных нарушениях.
По оценке страховой компании «СОГАЗ» количество игроков на рынке страхования автогражданской ответственности сократилось как минимум на треть. Это приводит к повышению клиентуры у оставшихся игроков. Но в кризис никто не готов увеличивать штат и привлекать дополнительные ресурсы – поэтому и возникают очереди.
Президиум РСА утвердил принципы работы агента по продаже полисов ОСАГО в проблемных регионах, но пока они касаются только юга России. Челябинская область, хоть и близка к автостраховому коллапсу, отдельного внимания пока не удостоилась.
Если система заработает на Южном Урале, между всеми страховыми организациями – членами союза будут заключаться агентские договоры. Каждая из компаний будет продавать полисы любой из компаний-членов РСА. Количество полисов, которое каждая из компаний предоставит в «общий котел» для проблемных регионов, будет рассчитываться исходя из ее доли на рынке ОСАГО и с учетом того, какое число договоров она заключает в конкретном субъекте федерации. Президент Российского союза автостраховщиков и Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс уточнил, что использование такого механизма покупки ОСАГО будет не обязанностью, а опцией для автомобилистов и возможностью выбора. Если человек захочет приобрести полис в конкретной страховой компании, он может обратиться непосредственно к этому страховщику: «Но если там продолжительность заключения договора, наличие очереди, его не устроит, то он может прибегнуть к услугам агента – то есть прийти в любую компанию и купить полис одного из страховщиков ОСАГО». Однако в РСА пока не комментируют сроки возможного введения новых правил игры на Южном Урале.
Автоюрист Юрий Панченко считает, что объективных причин для той ситуации, которая сложилась в Челябинске, нет: «Страховые компании в лице руководства и даже рядовых сотрудников искусственно создают этот ажиотаж. Первые заинтересованы в продаже дополнительных услуг, а вторые хотят стать незаменимыми для своих знакомых и заработать лишние деньги». По мнению эксперта, ситуацию смогут разрешить только жесткие карательные меры, когда конкретные руководители конкретных страховых компаний будут наказаны и уволены с испорченной репутацией.
В п. 14 Правил ОСАГО сказано, что автовладелец имеет право свободно выбирать страховую компанию. Последняя при получении пакета документов и письменного заявления не имеет права отказывать в оказании этой услуги.
Фото: Фото Fotog/Shutterstock.com