Челябинская сеть супермаркетов «Здоровая Ферма» сократилась в два раза. В течение трех месяцев с рынка ушли три магазина из пяти – на Краснопольском проспекте, 15, Академика Королева, 4 и на Лесопарковой, 7. Остановится ли сеть на этом, каковы причины закрытия части бизнеса и мнения экспертов – в материале на Chel.ru.
Супермаркет под вывеской «Здоровая Ферма» на улице Лесопарковой, 7 закрыл двери для покупателей 29 июня. В стадии ликвидации находится также магазин на Академика Королева, 4 – сегодня телефон супермаркета уже не отвечал. Около трех месяцев назад прекратил существование одноименный магазин на Краснопольском проспекте, 15.
«Розничная сеть "Здоровая Ферма" работала с нами по франшизе, – рассказала в телефонной беседе корреспонденту Chel.ru специалист по связям с общественностью группы компаний «Здоровая Ферма» Мария Тарико. – Сейчас контракт с ними расторгнут. Дальнейшие действия розничной сети не известны».
В самом магазине на улице Лесопарковая, 7, где накануне шла распродажа с хорошими скидками, охотно прокомментировали ситуацию.
«На решение руководства о закрытии нашего супермаркета повлиял, наверное, кризис, – сообщила в телефонной беседе корреспонденту Chel.ru управляющая супермаркетом «Здоровая Ферма» на улице Лесопарковой, 7 Анастасия Емельянова. – Магазин располагался на арендованной площадке. Работали в минус. Во вторник практически всю продукцию разобрали. С сегодняшнего дня, то есть с 29 июня, мы уже не работаем».
Однако сеть супермаркетов «Здоровая Ферма» полностью не уходит с рынка. «У нас остаются два магазина – на улице Академика Королева, 37 и в поселке Ишалино в Аргаяшском районе. Магазины находятся на собственных площадках, – пояснила Анастасия Емельянова. – Надеюсь, что в будущем, когда пройдет кризис, наша сеть вновь будет набирать обороты».
Сократить присутствие на розничном продуктовом рынке управленцев «Здоровой Фермы» подтолкнула сложная экономическая ситуация, уверены эксперты Chel.ru.
«Ситуация на рынке розничной торговли не улучшается: минус 13% по итогам первого квартала относительно 2015 года, – комментирует сотрудник челябинского филиала курганской компании «Маркетинг в ритейле» (экс-директор по маркетингу торговой сети «Молния-Spar») Юрий Блохин. – Это говорит о том, что потребители очень существенно экономят. Как следствие, премиальные форматы и формат «средний +» потребитель старается игнорировать – людям важно от имеющейся денежной суммы получать как можно большую отдачу. "Здоровая Ферма" за чаяниями потребителей не пошла – вот и потеряла свою аудиторию».
Другой причиной ухода этой сети респонденты назвали то, что сеть супермаркетов «Здоровая Ферма» не была профессиональным ритейлером.
«К профессиональным ритейлерам можно отнести организации, которые занимаются исключительно торговлей, а для "Здоровой Фермы" собственные магазины – это площадки, прежде всего, для представления своего бренда, а уже затем для розничной торговли, – продолжает Юрий Блохин. – И если "Здоровая Ферма" использовала эти магазины как имиджевый проект, то в определенной степени его можно назвать удачным: с точки зрения представления бренда сеть свою роль сыграла. Но, не являясь профессионалами на рынке, они не смогли отстоять эффективность продаж. Поэтому, главное, почему они покидают рынок, то, что их магазины не окупаются, приносят убытки».
По словам Юрия Блохина, для имиджа сети достаточно иметь один магазин. Проект «Здоровой Фермы» отчасти напоминает «Мираторг», который активно пришел по всей России и быстро ушел. Это был производитель, который никогда не занимался розничной торговлей, а потому, прежде чем развивать сеть, компании нужно было для начала на одном магазине отработать схему, довести проект до ума и окупить.
«Плюс ко всему некоторое время назад у "Здоровой Фермы" сменился собственник, возможно, у компании при этом сменились приоритеты: теперь во главе не имидж, расходы на который обычно приносят убытки, а рациональность и извлечение прибыли», – дополнил господин Блохин.
Свою ложку дегтя добавило и неудачное месторасположение магазинов, уверяют собеседники Chel.ru.
«Места были не очень удачные – люди, которые купили квартиры на Лесопарковой, еще делают ремонт; студенты – не потребители высокого ценового сегмента. Ближней торговой зоны нет, парковка почти всегда занята, плюс потокам машин неудобно было подъезжать к магазину: в сторону Шершней просто нет заезда, а в сторону ЮУрГУ люди едут на работу, им не до магазина», – указал Блохин.
Несмотря на огромное количество пустующих помещений в Челябинске, освободившиеся площадки могут найти арендаторов достаточно быстро. Главное, назвать верную цену, считают эксперты Chel.ru.
«Эти торговые помещения достаточно широкого функционала, – говорит директор по развитию риелторской компании ООО «Служба недвижимости» Денис Стукалов. – К примеру, площадка на улице Лесопарковой может стать как заведением общепита, так и магазином самого разного формата – продуктовым, торгующим одеждой или другими товарами. Если магазин будет иметь достаточно узкий формат, то проблемы с парковкой его клиентов сильно не напугают – в центре Челябинска везде недостает парковочных мест, но все равно люди как-то решают этот вопрос».
Что касается общепита, то в городе есть масса примеров, когда на одной улице располагаются несколько заведений разного формата, и они друг другу не мешают, а может, и дополняют, указал Стукалов. «Рядом с рестораном "Белочка" на Лесопарковой будут себя прекрасно чувствовать кофейня, фитнес-бар или пивной бар, – рассуждает он. – Также это может стать офисом, например, для работы с клиентами банков. Можно разместить и тихий офис, где не требуется постоянного потока покупателей, или ориентированный на жителей именно этого микрорайона. Точно так же могут использоваться и площадки на Краснопольском проспекте и Академика Королева».
Другое дело, что ценовые характеристики таких помещений на сегодня достаточно высокие, а ожидания у арендаторов, которые ищут помещения, гораздо ниже. Поэтому очень сложно будет сразу найти арендатора или покупателя на эти помещения, считают респонденты сайта.
«Арендные ставки продолжают идти вниз, – рассказал Денис Стукалов. – Объявленные арендные ставки – это то, что собственники площадок хотели бы получить. Арендаторы стараются эти суммы снижать как минимум на 30%, а то и вполовину. На сегодня точной сформированной цены на этих площадках нет, арендная ставка варьируется от 550 до 1000 рублей, при этом площадка на Лесопарковой будет чуть дороже. Но это – лишь удочка с наживкой, заброшенная в рынок. А с тем, кто клюнет, будут вестись, уверен, успешные переговоры о снижении ставки».
Фото: Фото Олега Каргаполова