В Челябинск пришел международный сервис заказа такси Uber. Вызвать машину через одноименное приложение жители города могут с 4 июля. Новый игрок обещает пассажирам быструю подачу машин, самые низкие в городе цены и ряд дополнительных услуг, таких как доставка пиццы и мороженого. Компания рассчитывает на серьезные рыночные позиции и позиционирует себя как конкурента не только другим службам такси, но и общественному транспорту и личным автомобилям.
Челябинск стал 12-ым городом в России, где Uber запустил свой проект. Напомним, ранее руководитель отдела коммуникаций компании по России и странам СНГ Александр Костиков сообщал Chel.ru, что сервис запустят до конца года, более точных сроков не называл. Однако на сайтах вакансий уже шел набор персонала в челябинский офис Uber, что говорило об очень скором запуске. 5 июля челябинским журналистам официально объявили о старте проекта.
По словам регионального директора по развитию Uber в России Ильи Дроздова, компания оказывает услуги во всех городах присутствия через своих партнеров – таксопарки и водителей, имеющих регистрацию индивидуальных предпринимателей. При этом сервис традиционно предъявляет достаточно строгие требования к автомобилям: так, подключиться к Uber в Челябинске могут лишь владельцы иномарок в хорошем состоянии, выпущенных не ранее 2004 года, а также отечественных Lada Vesta и Lada X-Ray.
По аналогичной схеме работает и сервис «Яндекс.Такси», вышедший на челябинский рынок два месяца назад. Причем некоторые таксопарки работают одновременно с обоими сервисами. Илья Дроздов отметил, что это не противоречит политике компании, и в Uber не возражают против работы своих партнеров с сервисами-конкурентами.
В Челябинске тариф на перевозки через сервис Uber включает в себя фиксированную плату в 30 рублей за вызов, к которой добавляется три рубля за каждый километр пути и три рубля – за каждую минуту поездки. По словам Ильи Дроздова, это самое выгодное предложение из тех, которые существуют сегодня на челябинском рынке. При этом в Uber отмечают, что низкие тарифы не обернутся для водителей потерей дохода. «Мы обеспечиваем большое количество заказов благодаря эффективной платформе, – отметил Дроздов. – Кроме того, на первых порах, до того как прочно закрепимся на рынке, мы проводим дополнительные выплаты водителям за каждый заказ».
Представитель Uber отметил, что закрепиться на новых рынках компании позволяет целый ряд преимуществ, среди которых работа сервиса в более чем 450 городах мира. «Удобно, что люди могут пользоваться одним и тем же мобильным приложением для вызова такси по всему миру, – отметил Илья Дроздов. – Вы приезжаете в другой город или даже в другую страну, и вам не нужно искать телефон такси, не нужно знать язык, чтобы созвониться с оператором. Просто набираете адреса в приложении, и водитель приезжает».
Также в числе преимуществ Uber перед традиционными службами заказа такси Илья Дроздов назвал интерактивные возможности приложения, позволяющего отслеживать статус заказа и положение автомобиля в реальном времени, получать информацию о водителе, включающую его Ф. И. О., марку и номер автомобиля, контактный телефон, рейтинг (формируется на основе оценок пользователей) и т. д.
В основном заказы в Uber оплачиваются безналичным способом: с привязанной банковской карты по итогам поездки списывается сумма, которую отмерил счетчик. Впрочем, недавно компания учла особенности российского рынка и ввела возможность платить наличными. Это было сделано не только для пользователей, которые порой опасаются привязывать банковские карты к каким-либо мобильным приложениям, но и для водителей, которым в течение дня нужны деньги на бензин.
В перспективе Uber планирует запустить в Челябинске дополнительные услуги, которые сервис оказывает в других городах, такие как доставка пиццы и мороженого.
По словам Ильи Дроздова, рынок услуг такси в Челябинске очень конкурентный, однако всегда есть куда расти. Он отметил, что компания привлекает не только тех людей, которые являются активными клиентами такси, но и тех, кто раньше предпочитал пользоваться другим транспортом, включая личные автомобили. «Мы задаем людям вопрос, нужна ли им сегодня в городе машина, – говорит Илья Дроздов. – Содержание личного автомобиля требует постоянных расходов и отнимает время». Когда есть доступное такси, для многих имеет смысл отказаться от личной машины, считает представитель Uber.
Участники рынка не видят в приходе Uber ничего революционного. «В Челябинске работают десятки служб такси, и появление еще одного игрока мало что меняет, – считает начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси «Максим» Павел Стенников. – За 13 лет работы мы уяснили, что нет универсальных методик, позволяющих завоевывать рынки. Специфика рынка такси в том, что он не может быть монопольным, ни у одной службы нет абсолютного влияния, каждая действует в соответствии со своими возможностями и имеет своих клиентов. С точки зрения технологий, конкурент не предлагает ничего нового».
Также Стенников отметил, что для многих клиентов важно иметь возможность вызвать такси по телефону, совершив голосовой вызов. «Люди, которые привыкли вызывать такси через оператора или не имеют смартфонов, не пользуются услугами таких компаний. Часто люди чередуют способы заказа такси в зависимости от конкретной ситуации. Поэтому конкуренция в основном будет идти за тех клиентов, кто пользуется приложениями для заказа».
Другого мнения придерживается руководитель службы развития регионов «Яндекс.Такси» Алексей Сохович-Канаровский. «Рынок такси довольно большой, причем онлайн-сегмент в общем объеме не очень велик, – говорит он. – Поэтому компании-агрегаторы в первую очередь конкурируют не друг с другом, а с традиционным методом заказа по телефону. При этом у нас нет конкуренции с классическими таксопарками, наши бизнесы помогают друг другу. Мобильные технологии позволяют существенно сократить себестоимость заказа – оптимальное распределение заказов сокращает холостой ход автомобиля и простои водителя, а заказ через приложение снимает большую часть нагрузки с диспетчера. Таким образом нам удается снижать тарифы».
Сервис заказа такси Uber работает в 70 странах мира, сеть охватывает 475 городов. Компания была основана в 2009 году в Сан-Франциско. Приложение предназначено для поиска, вызова и оплаты такси. В России сервис работает В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Ростове-на-Дону, Сочи, Краснодаре.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com