Каждый второй россиянин, согласно опросам, сильно экономит на одежде. Но проблема не только в отсутствии свободных денег на обновки, но и в сокращении ассортимента в магазинах Южного Урала. Что, почем и где сегодня можно купить – в нашем материале.
По данным исследования «РосИндекс», проведенного компанией Ipsos Comcon, россияне делают покупки одежды и обуви один раз в полгода либо не делают их вообще. 45% опрошенных приобретали одежду хотя бы раз за последние полгода. В аналогичном периоде 2015 года их было больше – 50%. На обуви экономят еще больше: доля покупателей за полгода составила 37% в первом квартале 2016 года, что меньше на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го.
Колебание курса евро и доллара, а вместе с ними и цен на товары заставляет россиян более ответственно подходить к покупкам: сокращать траты, искать специальные предложения и скидки, менять полюбившиеся бренды на те, которые могут предложить лучшую цену, объясняется в исследовании Ipsos Comcon. Еще одна тенденция – переход на более дешевые марки одежды и смена места покупок: к торговым центрам прибавились интернет-магазины и рынки.
Снижение продаж в сетевых магазинах управляющий сетью магазинов «Стольник» в Челябинске Вячеслав Экшиян объясняет не только снижением покупательской способности, но и резким сокращением выбора. «Полки во многих магазинах пусты или заняты однообразным товаром, ценники переклеивают вслед за скачками курса. При этом цены, например, в магазинах группы Inditex в России выше, чем в Европе. Покупатели уходят не потому, что не хотят тратить деньги, а потому что нечего купить». Сегодня содержать большую ассортиментную матрицу тяжело: поставщики перестали предлагать отсрочку платежей и приобретение товара под реализацию – только за единовременную оплату и лучше наличными.
Осложняют ситуацию и санкции. В конце декабря прошлого года стало известно о возможном переносе производства Zara, Mango и H&M из Турции. Аналитики не сомневаются, что это приведет к росту цен. «Поставки из Турции экономически целесообразны. Даже если у компаний есть производственные мощности в других странах, перестройка логистических цепочек, перезаключение договоров и другие формальности не могут не привести к росту цен», – объясняет финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. Перенос производства повлечет за собой еще большее сокращение ассортимента.
Покупатели уходят в том числе и в Интернет. Онлайн-магазины со скидками и аутлеты – главный тренд этого года. По данным опроса почти 5 000 пользователей интернет-магазина KupiVip.ru, среди причин для отказа от традиционного шопинга 86% респондентов отметили значительный рост цен. Однако владелица небольшого магазина домашнего текстиля Елена Сафонова считает, что интернет-магазин – это не замена традиционной торговой точке, а лишь ее дополнение: «Мой магазин находится спальном районе Челябинска, и люди любят сюда заходить и выбирать одежду. Конечно, сейчас объемы продаж упали, но они не перешили в Интернет. Доля продаж в Сети остается стабильной в последние три года».
По словам президента Союза русских байеров Елены Буграновой, практически во всех сегментах объем закупок одежды в этом году снизился почти на треть. Также происходит ротация брендов: некоторые марки, которые имели слабые позиции в России, уходят с рынка, а их место занимают новые. В первую очередь речь идет о компаниях, которые предлагают качественные вещи по приемлемой цене. И здесь, кстати, хороший шанс появляется у российских производителей. «В полной мере об импортозамещении говорить не приходится: дизайнеры могут предложить европейское качество, в большинстве случае закупая ткани и фурнитуру за границей», – считает Елена Бугранова.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com