На сайте 74.ru – новый выпуск проекта «Дизайн-субботник», реализуемого совместно со специалистами компании I am. Речь пойдет о зоопарке. К сожалению, социальные объекты, важные для горожан, часто обделены вниманием к дизайну либо оформлены непрофессионально. В ходе «Дизайн-субботника» профессионалы пересматривают дизайн одного из знаковых региональных брендов, демонстрируя процесс поиска идей и решения дизайнерской задачи и публично комментируя ход своих мыслей.
Фирменный стиль зоопарка – благодатная тема для любой дизайн-студии, очень приятный для брендинга объект. Логотипы зоопарков ежегодно создаются в рамках студенческих дипломов, концептов от молодых и именитых дизайн-студий, успешные кейсы для зоопарков мира выложены в Сети и обсуждаются дизайнерским сообществом. А Казанский зооботсад недавно провел конкурс, в котором участвовали крупнейшие дизайн-студии России, и все проекты выложены в открытом доступе. Тем сложнее для нас было выдумать что-то свое, сказать новое слово, создать свежие коммуникационные инструменты.
Конечно же, в большинстве проектов визуальная система строится на изображениях зверей. Они рисуются в разных техниках и стилях – перепробовано почти все.
Изучив несколько десятков фирменных стилей, решаем привлечь к проекту команду профессиональных иллюстраторов – выбор падает на группу «АААЖ», довольно известный и очень талантливый коллектив молодых художников, которые занимаются коммерческой иллюстрацией и созданием комиксов. К работе также подключаются студенты ЮУрГУ и РБИУ, проходящие летнюю стажировку в I am, так что этот субботник получился самым многочисленным.
Начинаем изучать состав обитателей челябинского зоопарка, и тут приходит, пожалуй, самая важная мысль, из которой в итоге и получился весь проект.
Мы обращаем внимание, что в фирменных стилях и рекламе зоопарков звери, как правило, обезличены – это «просто лиса», «просто слон», «просто тигр», «просто лось»... А ведь каждый обитатель в любом зоопарке мира – это совершенно конкретный живой зверь, у которого есть кличка, индивидуальная внешность, особенности характера.
Конечно же, клички есть и у обитателей челябинского зоопарка, ведь они – тоже живые и настоящие. Итак, гостей встречают... – внимание! – верблюд Таганай, лисица Майя, зебра Анри, кенгуру Ганс, тигр Самур, медведица Бусинка и еще несколько сотен их четвероногих и крылатых друзей.
А что если нам создать виртуальных героев, прототипами которых послужат настоящие жители зоопарка? Такого пока не делал никто, и это дает колоссальное количество возможностей, часть из которых мы озвучим ниже.
Отбираем несколько ключевых героев, набрасываем их характеры, приступаем к поиску стилистики. В итоге, спустя некоторое время, перебрав десятки техник и вариантов, пока что в черновом виде, мы получаем эскизы шести персонажей.
Теперь во всех коммуникациях на носителях внутри зоопарка появятся и заживут герои, прототипы которых гости смогут встретить вживую, прямо здесь!
Вместе они составят «команду супергероев», которая может разрастаться, жить своей отдельной жизнью во внешних коммуникациях – наружной, печатной рекламе и видеороликах. Начать можно, например, с коротких сюжетов-комиксов на заборах вокруг территории.
Сюжеты постепенно разовьются в серию и станут богатой коммуникационной платформой для зоопарка в целом. В рекламе каждый из героев может в игровой форме рассказывать о своих особенностях в природе, попутно приглашая в зоопарк гостей.
Герои смогут указывать направления к местам своего жительства или важным объектам на территории и напоминать о правилах поведения в зоопарке.
Естественно, на клетках с конкретными животными мы заменим скучные таблички с информацией о видах на более интересный, «одушевленный» формат.
Если ребенок станет следить за жизнью героев в сериях комиксов и видероликов, есть все шансы, что ему постепенно полюбится тот или иной персонаж, либо вся компания, и он уговорит родителей прийти в зоопарк, чтобы посмотреть на любимцев живьем.
Герои смогут появляться на сувенирах, билетах и других носителях фирменного стиля. Можно изготовить игрушки в виде любимых персонажей и, продавая их, пополнять бюджет учреждения.
Совершенно рационально и коммерчески привлекательно будет выглядеть предложение для компаний и различных структур о поддержке конкретных особей – это распространенная практика во всех зоопарках мира, включая наш.
Но, помимо традиционной таблички на клетке о том, что над этим зверем взял шефство завод, мы сможем создать для спонсора совершенно новый инструмент рекламы и коммуникации, активность которого выйдет далеко за пределы территории зоопарка. Если, например, аккуратно внедрим его брендинг еще и в образ виртуального персонажа.
Как шла работа над новым дизайном зоопарка – в сюжете 74.ru.
Комментарии экспертов
Денис Башев, дизайнер и арт-директор (Shandesign, Front:Design, PHPG, Province, «Сила света», LOGVINDESIGN), член Союза дизайнеров России (Москва):
«Хоть я и противник зоопарков как явления, этот стиль вызывает симпатию. Детей бы сводил».
Андрей Кожанов, бренд-консультант, генеральный директор, куратор магистратуры «Бренд-дизайн» в «Высшей Школе Брендинга», творческий директор и основатель брендингового агентства FRONT:DESIGN, член Совета ассоциации брендинговых компаний России:
«Даже без детального рассмотрения фирменного стиля зоопарка, можно сказать, что подобная инициатива – уже прорыв. Публичное городское пространство, тем более зоопарк, – непростая задача, имеющая серьезный объем носителей, особенно пространственных. Команда проекта справилась с задачей на отлично, применив приём использования персонажей, которые вступили в активный и забавный разговор с посетителями. Будь то навигационные задачи или информационные, каждый из героев веселого, что важно, путешествия вовлекает в просмотр. Особенно порадовала детальная проработка навигации, выполненная в едином стиле оформления. Также радует ассортимент качественной сувенирной продукции, чего нет даже в столичном зоопарке, её хочется покупать, и это может стать эффективным источником дохода для заведения. Есть вопросы к чистоте типографики в логотипе, но в рамках всего кейса это становится неважным. Проект смотрится целостным, системным, эмоциональным, способным к развитию».
Сергей Заварухин, директор по маркетингу ООО «ЦПИ-Ариант»:
«Отличная работа! Очень хорошо, что кроме красивой картинки ребята продумали варианты монетизации ребрендинга, что пойдет на пользу учреждению. Идея с выводом героев (живых обитателей зоопарка) за пределы территории, в рекламную среду, в виде многосерийного комикса, продажа сувениров, маскоты для мероприятий – все это дает огромные дополнительные возможности для зоопарка и спонсоров».
Анна Большакова, арт-директор брендингового агентства Depot WPF:
«Проект «Дизайн-субботник» и ребята, которые его делают, – большие молодцы! Стремление создать в городе приятную визуальную среду заслуживает всесторонней поддержки. Причем, стоит отметить, что их работы действительно достойны внимания. Фирменный стиль для челябинского зоопарка, разработанный ребятами, простой и понятный, легко имплементируется на самые разные носители в зависимости от нужд зоопарка. Идея с интерактивными персонажами, которые общаются с нами, хороша. Решения по сувенирной продукции и по оформлению спонсорства тоже интересные. В качестве направления для дальнейшего развития стиля мы бы порекомендовали развить графику персонажей, сделать их более характерными, знаковыми: на фоне лаконичного логотипа зоопарка очень важно, чтобы их было легко отличить, узнать. Нужно, чтобы принадлежность персонажей именно к нашему зоопарку определялась моментально».
Над проектом работали арт-директоры Андрей Брохман и Юра Пономарев, креативный директор Павел Сергиенко, ведущие дизайнеры Даниил Шумаков и Сергей Колесов, иллюстраторы Азер Бабаев и Филипп Лычагин (АААЖ), студенты РБИУ (специальность «графический дизайн») Александра Акатьева и Лиза Чечикова, студентка ЮУрГУ (специальность «дизайн») Елена Шараева, менеджер Ксения Гусева.
P.S. Уважаемые читатели, авторам хочется услышать ваше мнение по поводу концепций и необходимости брендинга и обновления челябинского зоопарка. Какие идеи дизайнеров вас зацепили, с чем вы готовы поспорить? Высказать свое мнение, задать вопрос, подискутировать с дизайнерами и экспертами можно здесь же, в комментариях под статьей. Предлагайте также свои варианты для будущих выпусков «Дизайн-субботника» – напишите, какие челябинские бренды нуждаются, на ваш взгляд, в обновлении и редизайне.
Фото: Фото и видео предоставлено компанией I am