RU74
Погода

Сейчас-8°C

Сейчас в Челябинске
Погода-8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -12

0 м/c,

731мм 85%
Подробнее
1 Пробки
USD 102,41
EUR 104,86
Бизнес Каждому баннеру – по аукциону

Каждому баннеру – по аукциону

Места под рекламные конструкции в Челябинской области начнут выставлять на аукцион вместо того, чтобы проводить конкурсы на размещение таких конструкций, как это происходит сейчас. Причем на каждое место объявлять отдельный аукцион. С таким предложением обратилось в адрес муниципальных образований Челябинское УФАС России, изучив опыт Москвы и других крупных городов страны, а также то, как обстоят дела на региональном рекламном рынке. Для чего это будет сделано, какие преимущества получат игроки рынка и способно ли это предложение антимонопольного органа помочь повысить наполняемость бюджета – в тексте на Chel.ru.

Что требовать с наружной рекламы?

В сфере размещения наружной рекламы в Челябинске и областных городах нет порядка. Эта тема обсуждалась на недавнем заседании общественно-консультативного совета при Челябинском УФАС России. Как отметила заместитель руководителя – начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России Татьяна Соболевская, у участников рынка наружной рекламы при проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проблем существует немало.

«В законодательстве давно предусмотрены условия размещения рекламных конструкций на основании торгов, – рассказала Татьяна Соболевская. – Но в свое время операторы наружной рекламы заключали долгосрочные договоры на аренду земельных участков и прекрасно работали некоторое время. Теперь это не допускается в рамках действующего законодательства. А ввиду того, что данные договоры истекли или расторгнуты, недавно начались торги. И мы видим, что одно за другим пошли нарушения при их организации».

Сотрудники антимонопольного органа провели несколько плановых проверок, в ходе которых указали органам местного самоуправления областных городов, что договоры аренды земельных участков в данной сфере больше не допускаются, а потому необходимо прекратить их заключать.

«Помимо этого, в ходе проверок выяснилось, что большинство муниципальных образований проводит не аукционы, а конкурсы на размещение рекламных конструкций, – продолжает Соболевская. – Конечно, закон подразумевает проведение как аукционов, так и конкурсов, но что можно предложить в качестве критериев конкурса в данном случае? Максимум требований к рекламной конструкции – это соответствие требованиям ГОСТа. Но чиновники начинают что-то выдумывать, изобретать... Так они ограничивают конкуренцию на торгах, что в итоге влечет установку самовольных конструкций, которые непонятно как размещаются, не внесены в схему размещения рекламных конструкций, не приносят в бюджет денег, уродуют город и так далее».

«Мы делили апельсин...»

Опираясь на данные, полученные в ходе проверок, Челябинское УФАС России решило выступить с инициативой и поучаствовать в разработке нормативного документа, обязывающего чиновников проводить торги исключительно в форме аукционов, а также придерживаться принципа: «Один лот = одна конструкция».

«Это, однозначно, увеличит поступление денег в бюджет и сделает более прозрачной саму процедуру участия для претендентов, – уверена Татьяна Соболевская. – Вообще в правилах Челябинска по размещению рекламных конструкций уже указано, что одна конструкция может быть выставлена на торги только одним лотом. Еще есть соответствующее письмо ФАС о необходимости при формировании лотов учитывать типы, виды конструкций, территории. То есть, можно по-разному формировать лоты, но при этом чем больше будет лотов, тем больше поступит средств в бюджет. Но в реальности все происходит иначе».

Принцип «Один лот = одна конструкция» дал ощутимые результаты, к примеру, в Москве. Когда мэр российской столицы Сергей Собянин постановил разбивать лоты таким образом, денег в бюджет пришло в 10 раз больше, чем прежде, при объединении нескольких конструкций в один лот.

«В Челябинске это тоже прошли, – рассказала Татьяна Соболевская. – Когда в лот объединяли по восемь-десять конструкций, получались вроде бы и не очень большие лоты, но возникало явное понимание, что сформированы они под конкретных участников. Но когда лоты стали разбивать, при торгах денег стало поступать кратно больше запланированной суммы. В итоге с двух-пяти миллионов рублей за размещение рекламных конструкций суммы, перечисляемые в бюджет, выросли до 20 миллионов рублей».

Задатки – вне закона

В июле сотрудники Челябинского УФАС России провели на площадке правительства области беседу с главами муниципальных образований, где речь также шла об ошибках, допускаемых ими при организации торгов. Среди особо значимых – заключение договоров о задатках.

«Муниципалитеты до сих пор прописывают в условиях необходимость заключения договоров о задатках, хотя это противоречит закону, – говорит Татьяна Соболевская. – Сейчас достаточно платежного поручения. Но зачастую получается, что, прежде чем заплатить задаток, нужно заключить договор в конкретном кабинете у конкретного человека. Потенциальные участники аукциона или торгов туда бегут, а там закрыто – сотрудник на обеде, на больничном, ушел пораньше... В итоге договор о задатке заключить невозможно, и потенциальный участник вылетает из торгов».

Еще организаторы конкурсов – администрация и КУИЗО – не публикуют порядок определения участников торгов, критерии выбора, не указывают конкретную форму заявки, которая должна соответствовать гражданскому законодательству. Следовательно, участник торгов не видит, прозрачен ли процесс, зачастую нужной информацией обладают только те участники, которые в приоритете у организаторов, указала собеседница.

Кто должен сносить незаконные рекламные конструкции

Очень многих глав территорий волнует вопрос демонтажа незаконных конструкций. Проблема кроется в отсутствии денег на демонтаж. Когда выявляется незаконная рекламная конструкция, муниципалитеты обращаются к ее владельцу, но зачастую он не реагирует и не убирает ее. Пока эта конструкция стоит на месте, другие торги по закону провести невозможно – место, внесенное в схему, уже занято. У муниципалитетов возникает резонный вопрос: что делать?

«Однозначно, демонтировать! – указывает Татьяна Соболевская. – Причем демонтаж должен быть выстроен на регулярной основе. Мы уже направляли в адрес муниципальных образований разъясняющее письмо: определенное бездействие и непроведение торгов может расцениваться как нарушение антимонопольного законодательства. Следовательно, необходимо признать конструкцию незаконной через суд и снести ее через судебных приставов».

Кстати, изменения действующего законодательства, вступившие в силу недавно, связаны с переуступкой прав на рекламную конструкцию. Если конструкция получена в аренду на торгах, то переуступить право на нее теперь не допускается.

Раньше предприниматели получали право на размещение, устанавливали конструкцию – и начиналась ее продажа и перепродажа. Теперь победитель торгов должен самостоятельно эксплуатировать ее конструкцию. И теперь проблема сноса отстоявших конструкций должна сойти на нет: всегда будет ясно, кто за нее в ответе, когда истечет срок договора.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
14
ТОП 5
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
«Городские легли под пиндосов»: какой получилась антиутопия Алексея Иванова о Магнитке, Челябе и «Гринписе»*
Дарья Милославская
Мнение
«Идеальный водитель — исключение из нормы»: урбанист — о том, как бороться со смертельными ДТП в Челябинске
Григорий Шевченко
урбанист, общественный деятель
Рекомендуем
Объявления