За последние три года доля молодых людей, обращающихся за кредитными средствами, сократилась и в банках, и в микрофинансовых компаниях, предлагающих «деньги до зарплаты». Однако, как показало исследование Объединенного Кредитного Бюро и сервиса онлайн-кредитования «Е заем», более четверти заемщиков, получающих микрозаймы, – люди в возрасте от 25 до 30 лет, в то время как в банках на эту категорию заемщиков приходится не более 15% выданных кредитов.
Как отмечается в исследовании, за последние три года доля заемщиков в возрасте до 30 лет снизилась с 27% до 21%, а в онлайн-МФО – с 52% до 48%. «Результаты исследования показывают, что доли заемщиков старшего поколения растут как в банках, так и в онлайн-МФО, – говорит управляющий директор сервиса онлайн-кредитования "Е заем" Лига Трупа. – Но если для банков это основная группа, то для МФО таких клиентов можно назвать скорее перспективными. Люди в возрасте от 30 до 50 все активнее используют не только сервисы онлайн-кредитования, но и Интернет в принципе», – продолжает эксперт, отмечая, что, несмотря на произошедшие сдвиги, микрофинансовые компании по-прежнему ориентированы главным образом на молодежь. «Молодые люди используют Интернет почти во всех сферах жизни, и если им срочно нужны деньги, многие из них скорее вспомнят об онлайн-МФО, нежели о банках, – говорит Лига Трупа. – Это быстрее, проще, а также вероятность получить деньги в сервисе онлайн-кредитования выше».
Банки за последние пару лет значительно сократили кредитование молодых заемщиков. Так, если в первом полугодии 2014 года на долю молодежи приходилось 11% выданных беззалоговых кредитов, то в первом полугодии этого года эта цифра составила только 7%. «В ситуации более пристального внимания банков к качеству своих кредитных портфелей оценка рискового профиля заемщика выходит на первый план, – говорит заместитель генерального директора Объединенного Кредитного Бюро Николай Мясников. – Накопленная статистика свидетельствует о том, что 35% молодых заемщиков допускают просрочки платежей по кредитам, в то время как среди заемщиков более старших возрастов таких не более 13%».
Кроме того, отмечает эксперт, у молодежи, как правило, более низкий и менее стабильный доход, кроме того, молодые люди не всегда способны адекватно оценить кредитную нагрузку и заниматься финансовым планированием, и лишь малая часть из них уже пользовалась кредитом или открывала вклад в банке. «Несмотря на это у молодежи сохраняется потребность в заемных средствах, которую они реализуют в новых сегментах рынка, в частности, в сервисах онлайн-кредитования, которые способны кредитовать их, сохраняя необходимый уровень рисков», – говорит Николай Мясников.
Стоит отметить, что ряд банков уже разрабатывает специальные кредитные предложения для молодежи. Так, осенью в линейке продуктов Совкомбанка могут появиться микрокредиты на сумму до 15 тыс. руб. преимущественно для молодежной аудитории. Интерес к развитию этого направления проявляет и Промсвязьбанк, сообщает «Коммерсантъ». Уже сейчас банк в пилотном режиме тестирует проект «Турбоденьги» через свое мобильное приложение и интернет-банк, предлагая своим действующим клиентам небольшие кредиты – от 10 тыс. до 25 тыс. руб. на срок от одного до трех месяцев. Таким образом банки пытаются расширить клиентуру за счет нового для них сегмента, который сейчас больше принадлежит микрофинансовым организациям. Однако риски пока перевешивают выгоды, считают эксперты.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com