Мораторий на проверку продавцов меховых изделий, действовавший с течение 45 рабочих дней с момента вступления в силу соглашения об обязательной маркировке продукции этой категории контрольными знаками (КИЗ), истек. Как отмечают участники рынка, этого срока на решение вопроса с чипированием имевшихся запасов товара им не хватило. Теперь одни убирают из залов немаркированный товар, другие продолжают торговать на свой страх и риск. При этом участники рынка ожидают, что обязательное чипирование шуб приведет к их подорожанию на 20%.
Напомним, 12 августа этого года вступило в силу соглашение по маркировке контрольными знаками изделий из натурального меха, заключенное странами Евразийского экономического союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия). С этой даты на территории ЕвразЭС запрещено приобретение, хранение, использование и продажа юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями меховых изделий без специальной маркировки. За продажу изделий без чипов и нарушение порядка маркировки таких товаров предусмотрена административная и уголовная ответственность.
«Продавцам давалось 45 рабочих дней с момента вступления в силу постановления правительства №787, – сообщила нашему сайту заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Челябинской области Татьяна Пашевина. – В течение этого времени все должны были маркировать свои остатки шуб, и в этот период надзорные органы не могли наказать предпринимателя за отсутствие маркировки. Когда же постановление вступит в силу в полном объеме, реализация шуб без маркировки запрещена и является основанием для привлечения к ответственности».
По словам Татьяны Пашевиной, проверки ведутся в обычном порядке – как плановые, так и внеплановые, основанием для проведения которых являются жалобы потребителей. Вступление в силу постановления не станет поводом для усиления активности проверяющих органов. «План на этот год уже сформирован, мы работаем по нему и проверяем те объекты, которые в него включены», – отметила представитель Роспотребнадзора.
Как ранее писал Chel.ru, в сентябре челябинские таможенники и представители других проверяющих органов, контролирующих соблюдение порядка маркировки (налоговой службы, Роспотребнадзора, МВД), провели рабочее совещание с представителями бизнеса, занимающимися реализацией меховых изделий. Тогда участники рынка выражали опасения, связанные с нехваткой контрольно-идентификационных знаков. Выпуском КИЗ в уральском регионе занимается только одно предприятие – пермский Гознак. И, по словам продавцов меховых изделий, оно не справляется с нагрузкой, не успевая вовремя поставлять чипы всем, кому они нужны.
Как отмечают продавцы меховых изделий, с того времени решить проблему так и не удалось: контрольно-идентификационных знаков по-прежнему не хватает. «Чипы до сих пор получили не все, – говорит участник рынка, предприниматель Игорь Гайсин. – Гознак в Перми работает на весь Урал и Сибирь, и представьте, что ему в короткий срок нужно изготовить маркировку для всех шуб на этой территории. Конечно, они не успевают. Правительство не дало бизнесу время на подготовку к новым правилам и при этом предусмотрело довольно жесткие санкции за нарушение. Тысячи предпринимателей, занимающихся производством и реализацией меховых изделий, в один час бросились за средствами маркировки. Нужно было делать все это постепенно».
Также бизнесмен отметил, что до сих пор есть технические проблемы с работой информационного ресурса, который обслуживает налоговая служба и через который продавцы и производители заказывают КИЗы.
По мнению Игоря Гайсина, на то, чтобы рынок полностью подстроился под новые правила, уйдут еще месяцы. «Я думаю, это будет продолжаться до конца этого года, – отметил он. – То есть нынешний сезон можно считать провальным. Что касается стоимости меховых изделий, то она увеличится как минимум на 20% из-за таможенных сборов, акцизов, оформления. Правда, скорее всего, это произойдет не в этом году, а в следующем. Цены вырастут на новые партии, а сейчас у продавцов еще много старых запасов».
Между тем аналитики отмечают, что оснований для серьезного роста цен на меховые изделия нет. «При покупке достаточно крупной партии одна RFID-метка обходится всего в несколько десятков рублей, – комментирует аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин. – Поскольку стоимость одного мехового изделия часто составляет более 10 тысяч рублей, на конечную цену в рознице это не окажет большого влияния. При этом в среднесрочной перспективе должен резко сократиться серый рынок, объем которого оценивается в 10–20% в штучном выражении и до 30% – в денежном. Выгоду ощутят и органы, занимающиеся контролем транспортировки и реализации товаров, так как процедуры контроля многократно ускорятся».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com