Расшитые стразами и пайетками валенки, как и яркие резиновые сапоги, – это уже не сугубо утилитарная обувь для непогоды, а актуальный тренд, который еще пару лет назад взяли на заметку модные дизайнеры и блогеры.
Идея выпускать дизайнерские валенки пришла к Яне Тарасенко пять лет назад, когда она была в декретном отпуске. В то время, вспоминает она, валенки воспринимались исключительно как обувь для охотников и дворников. Фантазию проявляли разве что производители детской обуви – наряду с привычными черными «самокатками» можно было найти модели на прорезиненной подошве, с вшитым замком или немудреной аппликацией. Начинающий предприниматель сделала ставку на яркий индивидуальный дизайн, ручной труд и первоклассное сырье.
«Подумали с мужем, что для Урала, где снег лежит по семь месяцев в году, а в январе морозы за тридцать – обычное дело, валенки – самое оно», – говорит Яна Тарасенко. – То, что спрос на товар сезонный, не пугало, наоборот, мне даже нравилось, что после ударной работы в холодные месяцы летом можно перевести дух».
Производство традиционных русских валенок – процесс сложный и трудоемкий, требующий большого опыта, мастерства и знания специфики обработки шерсти. Первым делом предприниматель прошерстила Интернет в поисках мастерских, где катанки изготавливались «по канону».
«Рынок просто наводнен самокатками низкого качества, – возмущается Яна Тарасенко. – В погоне за привлекательной ценой многие производители стремятся снизить затраты – например, используя для валяния не 100%-ную овечью шерсть, а добавляя разные заменители: вату, синтетический утеплитель. Валенки получаются симпатичные, мягкие на ощупь, но совершенно не пригодные для носки. Мне известен случай, когда бабушка случайно проткнула голенище валенка пальцем, натягивая ребенку на ножку – с настоящими самокатками такой фокус, конечно, невозможен».
По запросу поисковик выдал адреса десятка кустарных мастерских. «Ни у одной из них не было полноценного сайта с каталогом продукции – просто карточка предприятия с адресом и телефоном, – говорит Яна Тарасенко. – Чтобы посмотреть все своими глазами, мы исколесили все деревни в окрестностях Челябинска. Пробовали заказывать самокатки и в Чувашии, и в других регионах, но гораздо удобнее, когда производство располагается, что называется, под боком: так и с мастерами взаимодействовать проще, и затраты на доставку ниже».
После месяца поисков было найдено производство, где изготавливались катанки по традиционной технологии, не менявшейся уже триста лет. Выглядит это так: сначала на столе раскладывается ворох овечьей шерсти, пропускается через специальный аппарат, внутри которого крутятся валики, размягчающие и выравнивающие ее. Так получается тонкое полотно, которое называют куделью. Затем мастер-шерстобит укладывает кудель на катальный стол, аккуратно расправляет ее, увлажняет кистью и опускает крышку машины, которая плавно ходит из стороны в сторону, мягко разравнивая заготовку. Неровному куску полотна руками придают форму будущего валенка. Размеры нанесены прямо на рабочем столе. Мастер убирает излишки кудели, накладывает несколько слоев шерсти на заготовку. На нос и пятку валенка требуется больше шерсти, чтобы эти части не истирались во время носки.
Заготовка будущего валенка выглядит огромной: мастера трижды стирают ее в специальном «горячем» цехе производства, а затем окрашивают. От высокой температуры шерстяная заготовка дает усадку, уменьшаясь до размера обычного валенка. Распаренный валенок натягивают на станок под названием «крокодил», который растягивает голенище, придавая ему нужную форму. Затем в валенок устанавливается колодка и деревянные дощечки-берцы. Чтобы закрепить форму, валенком от души колотят об деревянный пень, а затем отправляют на просушку. Когда изделие просохнет, мастер подбирает пару по размеру, толщине и цвету сукна. Валенки, изготовленные таким вот дедовским, кустарным способом, на проверку оказались удобнее и долговечнее, чем те, что катали на обувных фабриках. К тому же только кустари-шерстобиты готовы были взяться за «штучные» заказы.
«Закупать сразу большие партии “заготовок” бессмысленно: заказывая декорированные валенки, люди хотят получить действительно уникальную в своем роде вещь – им нужны валенки определенного цвета, размера и с конкретным орнаментом, – говорит Яна Тарасенко. – Арендовать склад, чтобы хранить двести-триста пар валенок не того цвета, размера или с другим рисунком – слишком накладно. Поэтому в наличии есть, как правило, только несколько самых ходовых моделей детских валенок».
Первые модели валенок Яна придумывала вместе с подругой-дизайнером, которая затем и воплощала замысел на войлоке. «Каждая модель декорируется вручную – отторачивается мехом, украшается бусинами, стразами, вышивкой или принтами, выполненными морозостойкими и водостойкими акриловыми красками, которые не истираются даже при длительной носке», – говорит Яна Тарасенко. Сегодня компания сотрудничает с тремя дизайнерами».
Яна зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель, но торговой марки как таковой нет. «Без долгих раздумий назвались “Валенки74”, придумали простой логотип, – вспоминает Яна Тарасенко. – Одно время была идея пришивать фирменные ярлычки, но от нее пришлось отказаться: не так-то просто пришить что-то к войлоку».
Изначально вложения в проект составили около 200 тысяч рублей – на эти деньги была закуплена первая партия валенок и материалы для декорирования. Значительная сумма ушла на разработку фирменного сайта. «Конечно, можно было на первых порах ограничиться простым сайтом, нарисованным “на коленке”, или даже группой в соцсетях, но я решила, что красивый сайт – визитная карточка компании, и экономить на этом не стоит, – говорит Яна Тарасенко. – И сразу же после запуска сайт принес первых клиентов. Одновременно создали и группу “ВКонтакте”, а также выставили несколько моделей в сувенирном магазине, расположенном в одном из крупных торгово-развлекательных комплексов. Люди, озабоченные поиском подарка для коллеги или друга, “у которого есть все”, охотно покупали дизайнерские валенки. Сейчас, пожалуй, преобладают заказы категории “увидел у знакомых, тоже хочу”. Денег на рекламу уже не тратим».
Сегодня на сайте выложена пара десятков фотографий разных моделей, среди которых есть и настоящие хиты – например, валенки с совушками или снегирями. После падения в Челябинске метеорита в линейке появились «астероидные» валенки, на которых запечатлен болид с огненным хвостом. Наряду с традиционными черными катанками и валенками серого и молочного оттенка – сиреневые, оранжевые, бирюзовые, малиновые и даже радужные.
«На самом деле валяная шерсть – капризный, тяжелый материал, – говорит Яна Тарасенко. – Стоит передержать краситель несколько лишних секунд, и цвет получится иной, так что добиться идеально точного попадания в подтон под силу только опытному мастеру».
К слову, довольно часто приходится повозиться и с необычными заказами.
«В прошлом году невеста для зимней церемонии заказала валенки оттенка “тиффани” – это нечто среднее между бирюзой и мятой, поскольку этот цвет присутствовал в отделке ее платья и в декоре зала, где проходило торжество, – вспоминает Яна Тарасенко. – В поисках подходящих ниток и бусин для вышивки пришлось обойти все магазины города, где продаются товары для рукоделия».
В каталоге на сайте указаны фиксированные цены – детские валенки стоят 3500 рублей, взрослые – 5500 рублей, а «обычные» валенки без декора – от 2000 рублей. «Изначально установить одну цену на разные модели показалась мне удобным – и при расчетах, и для ведения бухгалтерии, – поясняет Яна Тарасенко. – Но возможно, в этом сезоне появится какая-то градация».
Достаточно высокая цена отпугивает некоторых покупателей, признает Яна, особенно сейчас, в кризис, когда многие семьи ужались даже в повседневных тратах. «Люди рассуждают примерно так: чем выложить пять с половиной тысяч за валенки, я лучше зимние сапоги куплю. Но сапоги прослужат сезон или два, а самокаткам из овечьей шерсти – сносу нет, они и через десять, а то и пятнадцать лет будут как новые», – говорит она.
Как же отличить настоящие валенки от подделки, которая не выдержит испытания уральской зимой? Прежде всего, по плотности и толщине войлока – должно быть около половины сантиметра. Настоящие самокатки не гнутся, в меру жесткие и хорошо держат форму. Кстати, размеры валенок отличаются от традиционных обувных, и чтобы определить подходящий, нужно замерить длину стопы, стоя на полу, без носка, и прибавить 2 см – на возможную небольшую усадку шерсти и для того, чтобы можно было надеть носок. Размерный ряд – от 15, рассчитанного на годовалых малышей, и до 33, соответствующего 47 размеру обуви. Кстати, разница между правым и левым валенком появляется только при носке. Колодка у настоящих валенок узкая, в конце зимы они не расползаются и не превращаются в разношенные «лапти». Хорошо, если, приглядевшись, можно различить в войлоке отдельные ворсинки шерсти.
По словам Яны Тарасенко, достаточно часто валенки приобретаются не только для повседневной носки, но и для свадеб и других зимних торжеств, а также фотосессий, в связи с чем растет спрос на модели family-look. Число заказов резко возрастает и в преддверии традиционного чемпионата по хоккею в валенках, который проводится в Челябинске каждую зиму, но все же самая горячая пора – последние недели перед Новым годом.
На изготовление и декорирование одной пары валенок уходит около двух недель. Предоплату – полную или частичную – Яна, как правило, просит внести сразу, ведь если клиент передумает, найти другого покупателя на изготовленные по его заказу валенки цвета фуксии с золотыми вензелями 23,5 размера будет сложно. В пределах Челябинска заказы доставляет курьер, а иногда – и сама Яна. В последнее время все чаще поступают заявки из других регионов, в том числе Читы, Якутска, Ханты-Мансийска, где валенки – по-прежнему самая вотребованная зимняя обувь.
Инвестированные в запуск бизнеса деньги, по признанию Яны Тарасенко, вернулись через два сезона. Однако большой прибыли бизнес не приносит. Сегодня Яна задумывается над развитием новых направлений – изготовлением декоративных валенок из тонкого войлока с фирменной символикой для корпоративных заказов и продажей сопутствующих товаров – например, вязаных снудов и варежек.
Затраты на старт:
закупка первой партии валенок – 80 тыс. руб.;
затраты на материалы для декора – 10 тыс. руб.;
гонорар дизайнеру за первую партию – 40 тыс. руб.;
разработка фирменного сайта и логотипа – 60 тыс. руб.;
покупка телефонного номера – 3 тыс. руб.;
затраты на рекламу – 10 тыс. руб.
Регулярные затраты:
ежегодные затраты на сайт: 600 руб. за доменное имя и 3000 руб. – за хостинг;
расходы на закуп партии валенок, зарплата дизайнеру, покупка материалов для декора, оплата курьера – от 50 до 150 тыс. руб. в месяц в зависимости от числа заказов.
Фото: Фото предоставлено Яной Тарасенко