74.ru продолжает рассказывать о человеке труда, о простых челябинских заводчанах, их трудовых буднях и домашних увлечениях. Первым героем был электросварщик завода «Трубодеталь» Андрей Габидулин, в свободное время наблюдающий за звездами и движением планет по телескопу. Затем мы познакомили читателей с инженером челябинской теплоэлектростанции Альфией Шишкиной, ее хобби – шить игрушки: кукол, зайцев, львов, жирафов и прочих милашек. А сегодня представляем механика завода «Электромашина» Олега Белоногова. Он может по звуку определить, что случилось с токарным станком, играет на гитаре, поет, пишет песни и сочиняет сказки.

С точностью до микронов
Станков в ремонтно-механическом цехе больше, чем людей. Слишком разнообразные задачи приходится выполнять токарям, слесарям и фрезеровщикам этого подразделения НПО «Электромашина». Именно на их плечах держится ремонт технологического оборудования всего завода. А это одно из предприятий оборонки, где выпускают в том числе электродвигатели и различные системы для танков, бронетранспортеров и БМП. Достаточно поломки одной небольшой детали, например, шестеренки, как дорогостоящий высокоточный станок замирает и оставляет без работы сразу множество людей.

– Каждая деталь, приходящая к нам на восстановление, нуждается в индивидуальном подходе. Так что работа у нас отнюдь не конвейерная, – рассказывает механик ремонтно-механического цеха НПО «Электромашина» Олег Белоногов. – Если сравнивать цех с человеческим организмом, где каждый элемент несет какую-то важную функцию, то РМЦ на любом предприятии – это его сердце. Не будь РМЦ, не будет и завода, насколько хорошие специалисты работают в нашем цехе, настолько хорошо работает и завод.

Механик демонстрирует нам одну из повседневных операций. На вертикально-сверлильный станок устанавливает обрабатываемую деталь. Показывает, где и как нужно сверлить, как проверяются изделия после обработки. По его словам, в цехе вместе с ним работают мастера золотые руки.
– Проверяем в сотых долях миллиметра, а бывает и в микронах. Для этого у нас есть разные электронные приборы. Колумбус сотые доли миллиметра показывает, еще точнее измеряем микрометрами. Ну, а штангелем (электронным штангенциркулем) шаг можно мерить, – объясняет Олег Белоногов. – Так как все детали достаточно точные, мы работаем с соточными допусками, редко с микронными. Но опытные токари, такие, как Андрей Кондратьевич (показывает на рабочего), бывает, и в микроны влезают, когда необходимо.
У каждого станка свой голос

На «Электромашине» механик Олег Белоногов трудится шесть лет. Но видно, что в этом мире мрачных железных конструкций ориентируется, как рыба в воде. Если честно, нам со стороны все они кажутся примерно одинаковыми. Но у механика ремонтно-механического цеха свой подход к каждому из них.
– Я станки чувствую, особенно, токарные – могу по звуку определить, что сломалось. Голос у них сразу меняется, – улыбается он. – Этот токарный станок, например, 1986 года выпуска – прекрасно работает и не скажешь, что ему уже за 30. Нашего, отечественного производства – московский завод «Красный пролетарий». Станина у него вся из чугуна сделана. Запас даже на глаз можно увидеть – миллиметров пять. То есть перешлифовывать можно раз десять.

По словам Олега Белоногова, если к такому станку хорошо относиться, станину постоянно смазывать маслом, то вообще будет работать вечно.
– Да уж, это вам не китайские станки, – вступает в разговор тот самый Андрей Ритцель, который, по словам механика, может точно выточить любую деталь даже без контрольных приборов. – Станина у «китайцев» из стали марки 3 и покрытие всего 0,3 мм. То есть один раз шлифанули этот станок и все, больше с ним ничего не сделать.

Продолжая сравнивать отечественное и зарубежное станкостроение, Олег Белоногов между делом упоминает, что может сам сделать любой чертеж, написать любую технологию. Выясняется, что механиком-то он трудится только последние годы. А до этого 12 лет работал технологом на СКБ «Турбина», где прошел все стадии – от специалиста без категории до руководителя темы. Когда сын заболел, врачи посоветовали сменить климат. И Олег Григорьевич с семьей переехал в Курган. Трудился главным механиком на КРМЗ. А вернувшись в Челябинск, работал на заводе «Росси» главным технологом и главным инженером. Есть у Олега Белоногова и свои инженерные разработки, которые внедрялись на производстве. Потом попал в больницу, стало не до карьеры, поэтому решил найти работу поспокойнее.

От рифмы к песням и сказкам
Писать стихи начал давно – «сколько себя помню», признается Олег Белоногов.

– Сначала просто события рифмовал для памяти. Например, сидим у костра, смотрю в ночное небо, и мысли сами стихотворными строчками текут, – вспоминает он. – Поэзия – это выражение чувств. Именно в стихах их можно выразить лучше всего, заставить звучать то, что иначе никак не сказать.

В молодости Олег Белоногов, как и многие, сочинял русскоязычные версии популярных песен зарубежных исполнителей. Писал стихи, песни под гитару, став постарше – рассказы и сказки. В творческом багаже Белоногова уже более 100 песен и четыре книги – персональный сборник стихов и публикации в сборниках.
Темы самые разные – от любовной лирики до произведений, посвященных Великой Отечественной войне, от детских до профессиональных гимнов. Порой его песни звучат даже без упоминания авторства.
– Иногда просят написать песню на заказ – к определенной дате, празднику или детскому утреннику, – рассказывает Олег Белоногов. – Бывает даже, что на одну мелодию пишу несколько текстов.
Есть, конечно, и песни, посвященные родному заводу:
Мне по душе станков давно знакомый шум,
Такую связь разрушить могут годы,
Но даже в старости, коль надобно заводу,
Пойми, прости, туда я поспешу.
Творить, лететь, в себе не сомневаться,
Терпеть, болеть, болеть, но подниматься,
Гореть, сгорать, но возрождаться снова,
Хранят меня от бед всего два слова:
Мой ЗЭМ.

И всё же делать песни на заказ скучно, считает Олег Белоногов. Гораздо интереснее участвовать в конкурсах и фестивалях, где его произведения не раз занимали призовые места. Например, в 2014 году он отправил свое творчество на конкурс «Песня города», проводившийся к дню рождения Челябинска.

– Когда она прозвучала в моем исполнении, комиссия как-то не вдохновилась: и мелодия обычная, и голос, мол, не очень, – вспоминает Олег Белоногов. – А в жюри тогда сидели Борис Каплун из «Ариэля» и Владимир Батраков, тоже известный музыкант – аранжировщик. Каплун говорит: подождите, а давайте я ее спою. Ну и спел. Лучше спел,чем я, конечно. (Улыбается.)

В итоге песня Белоногова «Славный город Танкоград» всем присутствующим так понравилась, что ее записали в профессиональной студии: Владимир Батраков сделал аранжировку, Борис Каплун спел. Из сотен композиций, присланных тогда на конкурс, жюри выбрало всего 20. Их, в том числе песню Белоногова, исполняли на праздничном гала-концерте в День города. Музыканты особо отметили запоминающийся вальсовый мотив и трогательный, искренний текст песни, написанной механиком завода «Электромашина».
P. S. Если вы знаете интересных людей, работающих на челябинских заводах, и считаете, что о них стоит написать, присылайте сообщения на почту редакции.
Фото: Фото Олега Каргаполова и предоставлено Олегом Белоноговым, видео и аудио предоставлено Олегом Белоноговым