Механические часы «Молния» — эталон отечественного бортового оборудования для воздушной, морской и сухопутной техники стратегического назначения. Уже 70 лет часовой завод выпускает продукцию для оборонной отрасли страны. Но не только ею славится предприятие. Уникальные карманные часы, которые известны во всем мире, тоже изготавливаются умелыми уральскими часовщиками. Сегодня компания открывает для себя новые направления в создании наручных и настольных коллекций. Как работает завод «Молния» образца 2017 года, чем готов удивлять своих покупателей и какие перспективы у часового производства, рассказали генеральный директор предприятия Александр Медведев и его заместитель по продажам Александр Волощенко.
— В ноябре заводу «Молния» исполняется 70 лет. За это время предприятие пережило и взлеты, и тяжелые времена. Чем «Молния» нынешнего образца отличается от той компании, которая существовала 10 лет назад?
Александр Медведев: Показательно, что за 70 лет на «Молнии» не останавливалось производство — оно функционировало и в тяжелые 1990-е, и в 2000-е годы. Конечно, после развала Союза выпуск часов для авиации существенно сократился, ведь в советский период страна импортировала оборудование и самолеты в страны Варшавского договора. Поскольку эта организация перестала существовать, потребность в прежних объемах исчезла. В конце нулевых — начале 2010 годов нам пришлось пережить структурное обновление — завод подстраивался под новые, сокращенные требования. Мы приступили к серьезному техническому переоснащению, так как в поточных линиях, рассчитанных на 30-50 тысяч часов, уже не было необходимости. Сейчас значительно вырос объем и портфель заказов от Министерства обороны, поскольку ведется серьезное обновление российской армии. В связи с этим «Молния» ежегодно наращивает объемы выпуска специальных часов на 25-30%. Чтобы эффективно выполнять задачи, которые перед нами ставит государство, закуплено новое оборудование и запущены новые технические процессы. В том числе мы приобрели два вертикально обрабатывающих фрезерных центра американского и тайваньского производства, два автоматно-токарных центра швейцарской и японской компаний.
— Насколько сейчас автоматизировано производство?
Александр Медведев: Сборочные операции в часах всегда ручные, а остальные детали и компоненты производятся на оборудовании. Процент автоматизации у нас максимальный для часового завода.
— «Молния» является поставщиком оборонно-промышленного комплекса. Какая продукция среди специальных часов особенно востребована?
Александр Волощенко: На сегодняшний день завод выпускает несколько видов механических часов с разным функционалом, которые применяются на всех типах российских вертолетов и самолетов воздушно-космических сил. Они дублируют электронные бортовые приборы на случай их выхода из строя и позволяют пилотам, штурманам выполнять боевую задачу в самых сложных условиях. В гражданской авиации механические часы используются меньше, поскольку здесь идет тенденция на электронные системы. Кроме воздушных сил, наши специальные часы применяются на разных типах сухопутной техники стратегического назначения: командно-штабных машинах, зенитно-ракетных комплексах, машинах связи. В судостроении — на подводных лодках, кораблях, катерах специального назначения.
— В свое время часы «Молния» экспортировались в 30 стран. Сейчас развивается экспортное направление?
Александр Волощенко: В основном специальная продукция поставляется в рамках российского оборонзаказа. Но не секрет, что отечественная военная промышленность поставляет вертолеты, самолеты, корабли, в составе которых используются часы «Молния», на экспорт: в Индию, Египет, Малайзию и другие страны.
— С какими российскими и зарубежными производителями часов вы сотрудничаете, кто является вашими стратегическими партнерами?
Александр Медведев: Сейчас мы работаем со Златоустовским часовым заводом, чистопольским «Востоком» по производству различных видов инструмента и оснастки, с питерской «Ракетой», минским «Лучом» и целым рядом компаний в Швейцарии и Китае.
— Кроме часов специального назначения, какие еще отраслевые направления развивает «Молния»?
Александр Медведев: На данный момент мы ведем активную работу с гражданским сегментом. Завод производит различные модели уличных часов. Кроме Челябинска, они установлены в Снежинске, недавно смонтировали двое двухметровых часов в Златоусте. В них мы запроектировали всю электронную начинку, часовую станцию, шаговый двигатель, то есть присутствует локализация собственного производства. Также мы выпускаем лимитированные серии карманных часов под конкретных заказчиков. Активно ведем разработку новых видов наручных часов. Для этого мы уже восстановили на 70% технологию выпуска собственного механизма (калибр 3603). Это очень известный надежный «мотор», как его называют коллекционеры. В следующем году мы выпустим наручные часы, в которых будет работать наш механизм. Подчеркиваю, что российские заводы, на которых выпускают собственные механизмы и корпусные детали, можно пересчитать по пальцам: это чистопольский «Восток» и «Ракета» в Санкт-Петербурге. Мы — третьи. Остальные производят часы из покупных компонентов, механизмы ставят из старых коллекций или закупают компоненты китайского, японского или швейцарского производства.
— Вы упомянули о наручных часах. Раньше они никогда не выпускались заводом «Молния». Почему обратили внимание на это коммерческое направление?
Александр Волощенко: Действительно, много лет мы ориентированы на продукцию специального назначения, но для развития компании и ее финансового благополучия необходимо развивать новые темы в гражданском сегменте, востребованные на рынке. В свое время производилось очень много карманных часов, в том числе и на экспорт. Сейчас это направление существует, но это экзотика, сувенирная продукция, на которой отдельный бизнес не построить. Мы пришли к выводу, что более перспективно направление наручных часов. Выпустить собственные коллекции — это непростая задача для предприятия, которое работает в оборонном комплексе. Плюс сама отрасль с высокой конкуренцией: часов великое множество и в основном зарубежного производства. Несмотря на сложность рынка, считаем, что под брендом «Молния» можно делать интересные, востребованные модели.
— А в чем их преимущество на фоне конкурентов?
Александр Волощенко: Во-первых, это высокое качество нашего российского часового механизма, который давно известен во всем мире. Выпуская надежные специальные часы, мы переносим наработанный опыт и навыки в гражданский сегмент. Во-вторых, оригинальный дизайн, который позволит выделиться на полках магазинов. Он разрабатывается совместно с российскими специалистами, которые уже работали с известными часовыми компаниями, например, с «Никой». Плотно сотрудничаем со швейцарскими дизайнерами. Несколько совместных проектов уже показывали на выставке, и они заслужили высокую оценку со стороны покупателей.
— Какие коллекции уже в продаже, и ожидается ли расширение линейки наручных часов?
Александр Волощенко: Недавно мы выпустили коллекцию EVOLUTION, в которой представлены четыре вида наручных часов. Также есть серия АЧС-1 — это наручные часы, стилизованные под авиационные, бортовые часы «Молния». В следующем году планируется выход коллекции оригинальных дайверских часов, созданных вместе со швейцарскими дизайнерами. И, конечно, в 2018 году планируем выпустить серию «Классика», где будет установлен наш челябинский механизм. Пока мы идем по линии мужских часов, но уже есть прототипы женских моделей, которые также разрабатывались со швейцарцами. Рассчитываем, что к концу следующего года будут полностью готовы коллекции этих часов в их финальном облике.
— Где можно приобрести часы «Молния»?
Александр Волощенко: В Челябинске наши изделия представлены в сети магазинов «Брегет». Еще около 30 точек продаж в разных городах: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске. Сейчас мы активно наращиваем партнерскую сеть по всей России. В планах — открытие брендового часового магазина, но это вопрос будущего года. А уже в ноябре у нас запускается собственный интернет-магазин.
— Какие главные задачи стоят перед заводом «Молния» на ближайшие пять лет?
Александр Медведев: Приоритет — выполнение госконтрактов и бесперебойная поставка продукции, которая не просто пользуется хорошим спросом, а заслужила репутацию надежности. Пилоты предпочитают работать именно с нашими аналоговыми приборами, потому что они функционируют в диапазоне температур от +60 до -60ºС, выдерживают жесточайшие перегрузки, а в условиях реальных боевых действий зарекомендовали себя наилучшим образом.
Вторая задача — обеспечить выпуск качественных брендовых часов современного, оригинального дизайна. Линейка гражданской продукции должна активно наращиваться. Кроме уже упомянутых уличных часов, мы разработали настольные часы — это скелетонизированный механизм на базе танковых часов, в которых применяется ручная полировка и покрытие драгоценными металлами. Таких изделий в российской часовой отрасли сейчас никто не выпускает, да и раньше ими занимались штучные мастерские. В основном подобная продукция — это работы швейцарских и немецких мануфактур. Кроме того, мы планируем выпустить настольные часы с турбийоном.
Александр Волощенко: Добавлю, что настольные часы-скелетоны созданы исключительно собственными силам — мы не привлекали сторонних зарубежных специалистов. Это заслуга коллектива нашего завода: конструкторского отдела, которые разработали прототип на базе технических часов; производственных подразделений, которые смогли освоить абсолютно новые технологические процессы. Это перспективный проект, который позволит занять предприятию новую нишу не только на российском рынке, но выполнять и зарубежные заказы.
— Для каждого предприятия сотрудники — одна из главных ценностей. Штат «Молнии» — это молодые специалисты или в основном опытные кадры, которые трудятся на предприятии уже много лет?
Александр Медведев: Профессия часовщика требует длительного обучения, максимальной сосредоточенности, острого зрения и искренней любви к делу. Мы столкнулись с тем, что на многих оборонных, да и в целом на машиностроительных предприятиях основной кадровый состав был возрастной, когда сотрудникам в среднем под 60 лет. Последние годы мы активно вели набор учеников, и к нам пришли талантливые, грамотные ребята. Сейчас на заводе работает достаточно много молодежи. Считаю, что с задачей омоложения коллектива мы эффективно справляемся.
— Возвращаясь к истории завода — у вас создан целый музей с сотнями экспонатов. Какие из их них самые уникальные?
Александр Волощенко: Самая представительная экспозиция, конечно, по карманным часам. Здесь их около 400 видов, и это лишь половина того, что когда-то выпускал завод. Есть коллекция настольных часов министра внешней торговли СССР Николая Патоличева, который завещал её на хранение нашему предприятию. В ней представлены так называемые «вечные часы», которые, по заявлению производителя, будут ходить до 600 лет. Детям особенно нравятся настенные часы с обратным ходом, где стрелка идет в обратную сторону. Есть интересные экспонаты от инозаказчиков: с арабской вязью, с изображением Будды. Музей открывали на 65-летие завода, и в нем мы постарались максимально полно отразить не только историю предприятия — изменения в технологиях и дизайне часов, но и ключевые события нашей страны, которые отражены на крышках часов.
— В ноябре заводу «Молния» исполняется 70 лет — как предприятие отметит это юбилейное событие?
Александр Медведев: Мы выпустим памятную книгу о традициях и истории часового искусства в России и за рубежом, о корнях нашего завода, которые восходят к часовым мануфактурам в Америке. Также мы планируем снять юбилейный фильм и показать его нашим работникам.
Челябинский часовой завод «Молния»,
адрес: ул. Цвиллинга, 25;
тел.: +7 (351) 700-13-75;
Molnija-ltd.ru
Фото: Молния